МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политический глоссарий проекта Uvauga
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
взаимодействий государств, народов, межгосударственных правительственных и неправительственных объединений, организаций и органов партий и движений, отдельных лиц и их групп.
Государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны, - главный субъект М.О., а межгосударственные отношения - их основная часть, сердцевина. В систему межгосударственных М.О. входят и отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими, экономическими и др. (НАТО, ОАЕ, АСЕАН, ЛАГ и др.). Важными субъектами М.О. являются также всемирные правительственные и неправительственные организации и объединения (ООН, Комитет по разоружению. Комитет по правам человека, «Римский клуб» и др.). Под влиянием существенно изменившихся условий и новых подходов на рубеже 80-90-х гг. в М.О. происходят серьезные изменения. Характерные для прошлого постоянные конфронтации и балансирование на грани войны постепенно заменяются деидеологизацией М.О., признанием взаимозависимости и целостности современного мира, приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, отказом от попыток решать проблемы М.О. силовым путем, стремлением решать вопросы обеспечения своей безопасности в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Интегративную роль в совокупности О.м. играет их политическая составляющая. Согласно распространенной в политической науке точке зрения, О.м., это, прежде всего взаимодействие между государствами и их политически! институтами. В конце XX в. набирает силу децентрализованное международное сотрудничество между регионами, входящими в состав различных государств. Имеет место и другая тенденция, согласно которой все большее значение в О.м. начинают приобретать трансграничные связи между заинтересованными группами, отдельными лицами при ограниченном содействии и вмешательстве государства. Т.о., современные О.м. не сводятся только к межгосударственным связям, их контактное поле постоянно расширяется.
Целью О.м. является осуществление и регулирование связей и контактов между членами мирового сообщества, их интеграция на глобальном и региональном уровне. Для современных О.м. характерны глобализация, интернационализация, углубление политических и экономических связей, расширение доступа к мировому культурному наследию, повышение значимости общечеловеческих ценностей. В то же время современные О.м. не свободны от локальных межгосударственных и этнополитических конфликтов; политики агрессии и силового давления; международного терроризма.
В зависимости от числа и характера участников выделяют следующие виды О.м.: двусторонние и многосторонние; межгосударственные, межпартийные, между общественными организациями и экономическими структурами, межличностные контакты. По степени развития различают О.м. высокой, средней и низкой степени интенсивности. По геополитическому критерию О.м. подразделяют на глобальные и региональные, стратегические, приоритетные и второстепенные.
Для всего многообразия современных О.м. характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт и т.д.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Теория и история дипломатии. Словарь-справочник. 2014
Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как "человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют". Западные политологи считают, что международные отношения - это "взаимодействие между двумя или более государствами", а внешняя политика как внешнее действие одной нации.
Различные точки зрения на понятие международных отношений сводятся по существу к двум способам исследования этих отношений. В первом случае международные отношения рассматриваются как особый род общественных отношений, в другом - сводятся к взаимодействию их участников.
Имеется ряд трактовок проблемы взаимодействия международной и внутренней политики. Первая точка зрения отдает приоритет в этом взаимодействии международным отношениям. Ее сторонники считают, что внутренняя политика государства определяется развитием внешних факторов (географический детерминизм, геополитические концепции). Вторая точка зрения предпочитает рассмотрение международных отношений как непосредственного продолжения внутренней политики, которая в первую очередь обусловлена определенным способом производства, господствующим экономическим базисом. На этой позиции стоят марксистки ориентированные теоретики.
Исходя из третьей трактовки, внутренняя политика, внешняя политика и международные отношения взаимно уравновешивают друг друга, они равноправны. Сторонники такой трактовки исходят из того, что в основе внутренних и международных отношений лежат единые законы общественного развития. Взаимодействие и взаимовлияние внутренних и внешних факторов не являются исходно заданными, а зависят в каждом конкретном случае от конкретных исторических обстоятельств и ситуации.
В перечисленных подходах выделяется существенная сторона проблемы взаимовлияния и взаимодействия международных и внутренних отношений. Однако, при игнорировании других аспектов есть опасность упрощения в анализе международных отношений. Общественное развитие сегодня характеризуется взаимопереплетением, взаимосвязью внешней и внутренней политики при сохранении известных различий между ними.
В теории международных отношений большое внимание уделяется проблеме многофакторного взаимодействия участников международных отношений. К существенным видам связей, в которые вступают участники международных отношений, относятся: дипломатические (осуществляются в рамках официальных правительственных структур); экономические (выступают в качестве материальной основы всей системы международных отношений); социальные (формируются за счет международных контактов неправительственных структур - политических партий, профсоюзных, научных, экологических и других общественных организаций и движений); военные, культурные и другие.
Основным участником системы международных отношений является суверенное государство. Государство - системообразующий элемент, а межгосударственные связи являются структурообразующими. В отечественной и зарубежной политологии - это общепринятый подход. Таким образом, наряду со системообразующими элементами сложная система обладает и несистемообразующими элементами. В настоящее время специалисты в области международных отношений выделяют четыре класса несистемообразующих элементов: политические (партии); общественно-политические (церковь, профсоюзы и т.д.); культурно-научные и экономические организации.
Помимо государства как традиционного субъекта в число активных участников международных отношений входят международные организации, которые подразделяются на правительственные и неправительственные. Примером наиболее влиятельного участника первого вида в системе международных отношений является Организация Объединенных Наций (ООН).К международным неправительственным организациям относятся политические и общественные организации типа Социнтерна - международного объединения социал-демократических партий, "Гринписа" - международной организации экологов и т.д.
Мы видим, что в системе международных отношений расширяется число ее участников, растет многообразие их взаимодействий, формируется новый механизм поддержки стабильного развития отношений на мировой арене.
Обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. С одной стороны, можно наблюдать максимальную реализацию государственности и суверенитета участников международных отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. С другой стороны действует тенденция усиления интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочения институциональных форм широкого гуманитарного, экономического и политического сотрудничества.
Источник: Словарь по политологии
Важнейшим элементом международных отношений на протяжении столетий были противоречия между капиталистическими странами, а с конца XIX в. - начала XX в. - противоречия между империалистическими государствами. Эти противоречия, определявшие в значительной мере международные отношения, не утратили своего значения в конце XX века, а в известной степени и в начале XXI столетия. Общеизвестно, что в 1917 году в результате социалистической революции в России в мире возникли две конфронтирующие социально-экономические системы и характер международных отношений, особенно в идеологической и социально-политической сферах, в большей степени определялся борьбой между ними.
Вместе с тем, начиная с времен Американской революции конца XVIII века, происходила борьба народов колонизированных стран за свое национальное освобождение. В итоге к концу XX века - началу XXI столетия в мире сложилась система более или менее самостоятельных государств, которые вступают между собой в международные отношения.
Если на протяжении веков характер и содержание международных отношении определялись интересами господствующих классов различных государств и носили ярко выраженный политический характер, то в последние десятилетия, с ростом взаимозависимости и взаимовлияния стран, развитием мирового рынка и международного разделения труда, международные отношения начали все больше определяться общечеловеческими интересами. Такой поворот в международных отношениях был связан с развитием научно-технической и научно-технологической революций, следствием которых были интенсификация обмена информацией, особенно через интернет, создание инфраструктур, охватывающих обширные регионы. Одновременно научно-технологическая революция в военном деле, и прежде всего создание ядерного оружия и ракет большого, межконтинентального радиуса действия, поставили все страны, независимо от их социально-политического и экономического устройства, перед реальной угрозой полного уничтожения. Международные отношения взаимодействуют и с природной средой (средой обитания человека), с процессами, происходящими в этой среде - географическими, климатическими, состоянием сырьевых и энергетических ресурсов. Причем границы природной среды постоянно расширяются. Одним из свидетельств этого стал выход человека в космическое пространство. Человек может и должен мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государств, их союзов, но и в планетарном масштабе. На это обращал внимание еще Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - советский ученый, академик Академии наук СССР, первый президент Академии наук УССР (1919), обладавший даром научного предвидения.
Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду в процессе хозяйственной деятельности способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях проблем глобальных, общечеловеческих. К концу XX века - началу XXI столетия, наряду с задачей предотвращения ядерной войны, возникла новая задача - сохранение среды обитания человечества, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов. Эта проблема становится одним из главных аспектов международных отношений.
Важнейшей составной частью международных отношений являются межгосударственные отношения. Они испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации, включающей, прежде всего, состояние мирового хозяйства и международной финансовой системы. Это лишний раз подтвердил мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, последствия которого негативно отразились и на развитии экономики Российской Федерации. В целом подъем или спад мировой экономики, положение в сырьевой, топливно-энергетической. продовольственной областях, степень вовлеченности того или иного государства в международные экономические отношения. зависимость от импорта и экспорта, от внешних кредитов и займов - все это факторы, оказывающие значительное влияние на международные отношения.
Среди организаций, участвующих в формировании международных отношений имеются международные организации самого различного типа. Вот лишь некоторые из них: Всемирная торговая организации (ВТО). Международная организация труда. ООН, СБСЕ, МОГ, ЮНЕСКО, МБР, ЮНКТАД, ЮНИДО; межгосударственные региональные объединения, играющие значимую роль в мировой политике: Лига арабских государств (ЛАГ), Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК), организация Африканского Единства (ОАЕ), организация Американских государств (ОАГ), ряд известных организаций с участием Российской Федерации. Казахстана. Белоруссии. Бразилии, в т.ч. Брике и т. д. В организации международных отношений участвуют и различного рода международные конгрессы и конференции, где представители правительств и ученые-политологи, социологи, экономисты, представители других отраслей научного знания рассматривают и предлагают конструктивные решения по проблемам международных отношений.
Определенный вклад в решение этих задач вносят международные и общероссийские научные конференции, которые, в частности свыше 10 лет проводятся на базе БГТУ («Военмеха»), С активным участием докторов наук Исаева Б.К.. Кефели И.Ф. - заслуженных работников РФ, профессоров и мн. др. ученых.
В целом, в конце XX - начале XXI веков политике постоянной конфронтации и балансирования на грани ядерного конфликта в настоящее время противопоставлена новая политика. Суть её связана с признанием взаимосвязи и взаимозависимости государств и народов современного мира, с отказом от силового решения конфликтных политических проблем, от эгоистического, одностороннего подхода к вопросам обеспечения международной безопасности. Новый подход связан с выработкой не только нового политического мышления (что крайне узко понимал Горбачев), а нового эко-социального, политико-психологического и нравственно-гуманистического подхода, признающего в качестве обязательных общечеловеческие демократические приоритеты и ценности в мировой политике.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Поскольку главным элементом международных отношений, их основой являются национально-государственные интересы отдельных стран, важно учитывать следующее.
Национально-государственные интересы - категория объективная. Но ее особенность заключается в том, что интерес вообще, национально-государственный интерес, в частности - субъектная категория, т.е. носителем интереса всегда является определенный субъект - отдельный человек, нация, народ и т.д. Именно это обстоятельство часто является причиной ошибочных трактовок интереса как субъективной или субъективно-объективной категории. Это - неверно. Подобно тому как интересы отдельных людей представляют собой не продукт человеческой воли и человеческого сознания, а являются результатом его естественноисторических потребностей, диктующих человеку необходимость их удовлетворения, так и национально-государственные интересы страны, населяющих ее наций и народов - порождение реальных условий их внутреннего развития, взаимоотношений с другими народами и нациями.
Национально-государственные интересы - категория историческая. Национально-государственные интересы обусловлены исторически сложившейся раздробленностью человечества на обособленные общности, живущие в своих национально-государственных или многонациональных образованиях. Не будь государств и наций, не существовало бы и национально-государственных интересов. Они становятся реальностью лишь в сфере межгосударственного общения, где и проявляются как международные отношения. Историзм национально-государственных интересов обнаруживается также в том, что они не остаются неизменными, а претерпевают существенную эволюцию в связи с изменением внутренних и международных условий развития страны. Наконец, важно и то, что национально-государственные интересы не вечны: они существуют, пока существуют нации и государства, их интересы и действия.
Национально-государственные интересы - категория, тесно связанная с социально-политическими отношениями, ибо в ней отражаются и выражаются интересы нации, страны, преломленные через интересы общественно-политической силы, стоящей у власти, формирующей политику страны как внутри, так и возне. Мало того, важна и общая расстановка сил в стране и ее изменения, что сказывается в сфере международных отношений.
Национально-государственные интересы - комплексная категория, включающая систему компонентов, охватывающих различные сферы общественной жизни. Сюда относятся, в первую очередь, политические и экономические интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий и предпосылок развития данной страны, ее населения. Весьма существенное значение имеют и производные формы выражения национально-государственных интересов: военностратегические, дипломатические интересы и т.д.
Подходя с этих позиций к определению сущности национально-государственных интересов той или иной страны (ее нации, народа), нужно учитывать, что этот субъект международных отношений вовсе не сам определяет суть интересов: содержание экономических, политических и других интересов составляют объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания партий и правительств потребности страны, живущего в ней, определенным образом организованного сообщества людей. При формировании собственно национально-государственных интересов эти потребности выступают в объективной связи, в объективном взаимоотношении с внешними, международными условиями своего удовлетворения. Другими словами, если потребность выражает нужду, нужность для субъекта чего-то, то интерес есть объективное отношение субъекта, имеющего соответствующую потребность, к условиям удовлетворения этой потребности. Причем сами эти условия являются предметом данного интереса.
Очевидно, что национально-государственные интересы - объективный фактор международной жизни. Но если это так, то не следует ли из этого, что в международных отношениях субъективному фактору вообще "нечего делать", разве что собирать и организовывать силы, чтобы под угрозой их применения продиктовать партнеру свои, вытекающие из национально-государственных интересов требования, настаивая на их беспрекословном выполнении, или, если подобных сил нет или они заведомо слабее, сознательно подчиниться силе своего более могущественного партнера-противника? Хотя такое и случается, в силу чего сами международные отношения бывают отношениями господства и подчинения или отношениями равноправного сотрудничества, все же значение субъективного фактора в международных отношениях весьма велико.
Одна из исходных и главных задач субъективного фактора состоит в том, чтобы правильно осознать и сформулировать суть национально-государственных интересов данной страны, населяющей ее общности людей. А это - далеко не простая задача, если учитывать все многообразие геополитических, географических, экономических, политических, этнических, исторических и других факторов, обусловливающих объективное содержание национально-государственных интересов.
Следующая, не менее важная и трудная задача - учесть внутренние тенденции и международные условиях развития своей страны (и других) и в свете ее национально-государственных интересов и их реализации сформулировать внешнеполитическую концепцию, раскрывающую, какие основные цели и по каким внешнеполитическим направлениям должны быть достигнуты во внешнеполитической сфере в определенный срок.
Необходимо эту общую внешнеполитическую концепцию, определяющую стратегические цели внешней политики, конкретизировать во вполне определенный внешнеполитический курс, определяющий, что и как, в отношениях с какими странами и в каких областях должно быть достигнуто, чтобы была реализована внешнеполитическая концепция, а вместе с ней и удовлетворены национально-государственные интересы.
Если к этому добавить формулировку главных принципов внешней политики, необходимое соотношение традиций и новшеств, а также способов, средств и путей согласования своих национально-государственных интересов с таким же комплексом интересов как противников, так и союзников, а также все многообразие конкретных действий всех внешнеполитических служб, ответных акций, страховок и запасных ходов и т.д., то при учете взаимодействия всего этого на мировом поприще и в историческом развитии мы и получим то, что называется международными отношениями.
Достаточно в эту общую картину поставить конкретную страну, ее народ и действия его правительства, его многоплановые взаимоотношения, действия и противодействия не с одним, а со всеми другими субъектами международных отношений, чтобы их сложная мозаика приобрела близкий к реальности вид.
Международные отношения. Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней... Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной. В то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правового оправдания для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.
Внутри суверенного субъекта международных отношений существует (или, по крайней мере, предполагается, что существует) закон. Если у вас есть основание для жалобы на кого-то, "не берите закон в свои собственные руки. Отнесите его в суд". В международных отношениях применимым оказывается почти противоположное: взятие закона в свои собственные руки - путем угрозы военной силой или ее использованием - является совершенно нормальным явлением. Часто другого подхода не существует.
Эта важная разница между внутренней и международной политикой вызывает негодование у искусных специалистов в области одной из них и когда они вторгаются в область другой. Президент Джонсон был мастером во внутренней политике; он получал от Конгресса все, что он только желал. Но он не смог поставить на место худого, маленького Хо Ши Мина, потому что Хо был хозяином на своей собственной территории. То, что срабатывало у Джонсона внутри страны - сделки, угрозы, убеждения - потерпело фиаско в международном плане. Некоторые утверждали, что именно использование Никсоном "нечестных приемов" международной политики в политике внутренней, привело к уотергейтскому скандалу и его падению. В действительности, Никсон был умным госудорстиешьш деятелем: он одновременно улучшил отношения с Советским Союзом и Китаем. И его неискренность и склонность к секретам сослужила ему плохую службу в разрешении внутренних проблем. Международная политика не есть внутренняя политика в большем масштабе. Без мирового суверенитета, служащего для установления правил и власти, международная политика носит более неуправляемый и сложный характер.
Политика как могущество. Международные отношения, которые страдают от недостатка суверенитета, превалирующего во внутренних ситуациях, во многом зависят от могущества. Покойный великий Моргентау считал, что могущество является основным элементом международной политики и что идеалисты игнорируют это на свой страх и риск. Не обладая достаточным могуществом страна не может выжить, добиться самостоятельно своих целей в этом беспокойном мире. Следует иметь в виду, что могущество - это не то же, что и сила. Сила - это конкретное применение военной мощи; под могуществом подразумевается более общая способность страны идти своим путем. Могущество включает военные, экономические, политические и психологические факторы. Некоторые элементы могущества поддаются оценке и их можно рассчитать. А именно:
География. Благодаря размеру территории, климату и естественным границам некоторые страны легче защищать, чем другие. В жизни стран география в значительной степени является судьбой.
Природные ресурсы. Продовольствие, полезные ископаемые и нефть являются важными факторами могущества.
Население. Здесь учитывается как количественный, так и качественный состав. Как поняли арабы в войне с Израилем, большое, обедневшее, слаборазвитое население не может быть источником могущества. При всех равных параметрах большее по величине население, из которого набирают солдат и рабочую силу, означает, несомненно, возросшее могущество страны.
Экономика. Индустриально развитая страна обычно значительно сильнее, чем сельскохозяйственная страна. Первая может производить свое собственное оружие и имеет более подготовленное население для его использования. Страна более развитая в экономическом отношении может дольше выдержать военную конфронтацию. Кроме войны индустриальная экономика располагает большим потенциалом для торговли и вызывает большее уважение, чем отсталая экономика. Япония благодаря торговле сделала то, чего бы не смогла сделать при помощи военной силы.
Правительство. Правительство, твердо стоящее у власти, является значительно более сильным оппонентом, чем то, которое не обладает такой властью. Сильное правительство может совершенствовать экономику, повышать благосостояние своего населения и укреплять национальную интеграцию.
Возможности в военном отношении. Страна может обладать всем, о чем говорилось выше, но не смочь превратить это в военную мощь. Франция и Британия, испытавшие ужас от потерь, понесенных во время первой мировой войны, не позаботились об укреплении своей мощи для борьбы с Гитлером. Япония, промышленный гигант, является карликом в военном отношении, поскольку составленная американцами конституция запрещает ей иметь армию, и этот пункт многие японцы хотели бы изменить.
Психологические источники могущества. Самым большим условием при выравнивании является психология страны. Объединена ли она, уверенная в самой себе и своем деле, в своем стремлении к пожертвованию? Вот где заключена самая большая ошибка, которую делают. Линдон Джонсон направил американцев во Вьетнам, считая, что мы одержим легкую победу. Но коммунисты знали, что бы они хотели: объединенного Вьетнама без иностранцев при определенного рода социализме. Наша страна не была настолько уверена в себе, и поэтому война была проиграна на внутреннем фронте, как в Сайгоне, так и в Вашингтоне. В 1980 г. Ирак, наблюдая за кажущимся хаосом иранской революции, посчитал, что будет легко захватить иранскую территорию. Но иранцы сражались как маньяки, жертвуя тысячами в своих атаках, в которых они шли на верную смерть, благодаря чему иракцы были отброшены на свою собственную территорию. В 1982 г. Аргентина, сама страдающая от разъединенности и жестокого военного правительства, посчитала, что будет легко присвоить Фолклендские острова, принадлежащие ослабевшей в экономическом отношении Британии. Но именно британцы оказались сильными в психологическом плане, а аргентинцы слабыми.
Некоторые элементы могущества поддаются расчету, но наиболее важный момент - психологический - расчету не подлежит. Именно это делает международную политику такой сложной и обворожительной. Дальновидные политические лидеры умеют использовать могущество страны как для сохранения своей страны, так и для поддержания мира. Неумные или самонадеянные лидеры, с другой стороны, могут не понимать, что их могущество имеет пределы и что игра в высокой степени непредсказуема. Они могут как разрушить свою страну, так и ввергнуть в войну весь мир.