НАЦИОНАЛИЗМ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Политика по национальному вопросу. В зависимости от исторических условий Н. играет различную роль на разных этапах развития общества. В период перехода от феодализма к капитализму буржуазный Н., заинтересованный в становлении наций и образовании национальных государств, имел исторически прогрессивное значение. В настоящее время является политикой угнетения одних наций другой, великодержавной нацией, отдельные элементы к-рой разжигают расовую и национальную вражду, проводят политику расовой и национальной дискриминации, ставят более слабые нации и народности в подчиненное и бесправное положение.
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
В определенные исторические периоды Н. играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной борьбе.
В современной науке отмечается многоликость этого явления, выступающего и как великодержавный шовинизм, и как стремление малых народов получить социокультурную самостоятельность, и как носитель насильственной ассимиляции, и т.д.
Особую опасность для общества представляет воинствующий Н., проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Не менее вреден и "бытовой" Н., основывающийся на чувстве национальной исключительности, унижении национального достоинства других народов.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Источник: Геокультурная энциклопедия
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Политология: понятия и дефиниции
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
- буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоническое целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее слоев. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности. Разновидностью национализма является так называемое "национальное самосознание".
Национализм является одним из важных инструментов национальной буржуазии, направленным на разобщение трудящихся разных национальностей, на представление интересов национальной буржуазии как общенациональных, на свертывание классовой борьбы (классовый мир) и на основе этого - возможность бесконтрольной эксплуатации своего народа.
Противником буржуазного национализма справа является компрадорская буржуазия, ратующая за вписывание экономики всех стран в общемировую экономику на рыночной основе, за стирание границ государств и за "общечеловеческие ценности". Реализация этих планов позволит ей эксплуатировать вообще все народы мира.
Противником национализма слева являются коммунисты, которые признают единство классовых интересов трудящихся независимо от их национальной принадлежности и не признают классового мира с эксплуататорами, какой бы национальности они ни были.
Как массовое движение национализм зарождается в Европе в конце 18 века в период Великой Французской революции, а с середины 19 века становится наиболее влиятельной идеологией и политикой во многих странах мира, в том числе «самобытных» арабских и африканских странах и в идеологии, и в политике.
В XX и XXI столетиях национализм выступает за социальные преобразования, требуя равных возможностей экономического, политического, социального и культурного развития этносов. В самом общем виде в основе национализма - идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка превосходства одной нации над другими, ущемление интересов другой нации.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
Исторически Н. как особое идейно-политическое Течение складывается в конце XVIII в. в связи с бурным развитием национальных движений, становлением наций и ростом национального самосознания, развертыванием национально- освободительной борьбы в колониях и полуколониях. В этом плане тогда и позднее, особенно в борьбе с колониализмом, Н. сыграл немалую положительную роль в становлении наций, их консолидации, освобождении угнетенных народов, их самоопределении, сохранении и развитии их самобытности и т.д. Но Н. - это такой крайний уровень национального самосознания, такая крайняя форма выражения и защиты национальных интересов, которые перерастают в свою противоположность - в чувство национальной исключительности, чванливости, превосходства, в неуважение и ущемление прав и интересов других народов, в противопоставление своей нации другим, в разжигание вражды между ними. В этой связи очень важно четко различать национальное и националистическое. Н. может проявляться в виде идеологии, политики и практики национального нигилизма, искусственной ассимиляции народов и в виде национальной замкнутости и обособленности. Н. и шовинизм, по сути дела, не антиподы, а разные стороны единой сущности - Н. велико- державный и Н. местный. В современном мире Н. - одно из влиятельных и распространенных идейно-политических течений, проявляющееся как в глобальном, так и в региональном и государственном масштабах. Рост Н. у нас обнаружился во второй половине 80-х гг. и особенно в период распада СССР и после него.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Международное законодательство классифицирует идеологию и политику национализма как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. Национализм может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас.
Феномен национализма - сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций. В явлениях национализма проявляются исторические отношения, различие культур, экономического и политического, а также религиозного образа жизни. Хорошо известны антисемитизм (враждебное отношение к евреям в фашистской Германии) и сионизм (еврейская разновидность национализма), явления апартеида (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственного переселения народностей в СССР, и т. д.
В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения были еще больше усложнены, повысилась их конфликтогенность. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный национализм на территории бывшего СССР многолик, невероятно антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Абхазии, Средней Азии и т. п.). Проблема современного национализма требует объективного научного осмысления и тонкой, многосторонней политики, опирающейся на внутренний и международный опыт.
Источник: Словарь по политологии
Национализм — чувство, лежащее в основе стремления людей самостоятельно контролировать вопросы собственной политической жизни. Люди, проживающие на конкретной обособленной территории, объединены общим желанием быть независимыми от других наций и жить при политической системе, которую сами контролируют. Подобное единство устремлений может базироваться на общей этнической принадлежности или общем культурном наследии (включая язык и литературу) или основываться на ощущении единого гражданства, возможно, вопреки существующим этническим и культурным различиям. Термин «национальное государство» используется применительно к политическому сообществу, складывающемуся в условиях, когда границы нации и государства совпадают.
Национализмом могут объясняться попытки завоеванных, колонизированных, политически или экономически угнетенных стран освободиться от гнета иностранного владычества или доминирования и добиться самоуправления. Послевоенная история дает многочисленные примеры того, как чувство национальной идентичности становилось мотивирующей силой формирования движений, стремившихся к основанию самостоятельных государств. Это чувство руководило действиями освободительных движений в странах Африки, боровшихся с европейскими колониальными державами. В Латинской Америке национализм становился основной идеологией антиамериканских движений во многих странах, включая Кубу и Никарагуа. Стремлением людей к основанию самостоятельного государства в значительной степени определяется в наши дни политика Канады и Испании, где к самоуправлению стремятся национальные меньшинства (жители Квебека, каталонцы, баски). В Великобритании требования жителей Шотландии и Уэльса о самоуправлении (гомруле) имели следствием принятие законодательства о передаче полномочий (деволюции), вступившего в силу в 1998г.
Национализм может иметь характер прогрессивной силы, когда его целью является освобождение порабощенной нации от деспотического иностранного правления. Он же может выступать в роли реакционного движения. Любовь к собственной стране (или патриотизм) может трансформироваться в ненависть к представителям других государств, людям другой расы, то есть в ксенофобию. Национализм лежал в основе этнических чисток (или геноцида), которые проводили в Боснии и Герцеговине боснийские сербы в отношении боснийских мусульман в 1992г., а потом и югославские сербы в отношении этнических албанцев в Косово в 1999г.
См. также статьи «Глобализация», «Государство», «Европейский Союз», «Колониализм», «Передача полномочий», «Расизм», «Федеративная система правления».
Источник: 101 ключевая идея политика
В последнее время в связи с экспансией чужеродных этнических элементов в традиционные общества идеология национализма имеет тенденцию «расщепляться» на несколько движений, постепенно отходящих друг от друга. Наиболее крупными движениями в парадигме национализма являются умеренный национализм и радикальный национализм. Последний все чаще и сильнее заявляет о необходимости открытой (в том числе и вооруженной) борьбы за права и свободы собственной нации.
Национализм порой смешивается с его крайними проявлениями, такими как ксенофобия, шовинизм и расизм. (Часто бывает, что именно борцы с идеологией национализма разделяют ксенофобские взгляды, отрицая природное право любого человека независимо от этнической, религиозной или социальной принадлежности на собственную точку зрения). Более того, в различных кругах придерживаются двойных стандартов в определении термина «национализм», обвиняя так называемые «нации-гегемоны» в великодержавном шовинизме и при этом называя ультранационализм малых народов «борьбой за национальную независимость».
К сожалению, в современном русском языке понятие «национализм» полностью опорочено. Это стало результатом злонамеренной пропаганды, когда светлое чувство национального самосознания выдавливалось всеми возможными способами, и при этом насаждался оголтелый интернационализм. Это слово имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским и российским режимами.
Таким образом, национализм — это любовь к своей нации и готовность защищать свои интересы. Национализм провозглашает нацию высшим приоритетом. Все же остальное должно служить интересам нации и работать на ее процветание и развитие. Не следует путать и смешивать слова и понятия «национализм» и «нацизм» .
См. также: антифашизм, внутренние войска, евразийство, интернационализм, коренные нации, красно-коричневые, нацизм, национал-социализм, новый мировой порядок, патриотизм, политические технологии., политкорректность, Российская Федерация, Русский народ, свобода совести, скинхеды, толерантность, шовинизм, экуменизм, этнофаворитизм.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Классовое назначение Н. состоит в идейно-политическом обеспечении стремления буржуазии к разобщению антикапиталистических и всех революционных сил по национальному признаку. Н. является «идейной платформой» так наз. «классового мира», пресловутой «социальной гармонии» эксплуататоров и эксплуатируемых в рамках отдельных наций и стран.
Подчеркивая непримиримую противоположность буржуазного Н. пролетарскому интернационализму, В.И. Ленин вместе с тем требовал конкретно-исторического подхода к оценке Н. В период борьбы против феодализма, за национальную консолидацию и создание национальных государств Н. молодой, восходящей буржуазии играл относительно прогрессивную роль. Однако после утверждения своего господства буржуазия, выдавая свои стремления за общенациональные интересы, стала использовать Н. в качестве орудия порабощения др. народов, притупления классового сознания пролетариата, отвлечения его от политической борьбы, подрыва интернационального единства революционного движения. В период империализма Н. монополистической буржуазии приобретает особенно реакционный характер, являясь идеологией и политикой жестокого национально-колониального гнета и эксплуатации. В то же время в национально-освободительной борьбе народов колоний и зависимых стран Н. угнетенных наций содержит исторически прогрессивные общедемократические элементы, направленные против империализма. Однако в национализме угнетенной нации имеется и др. сторона, выражающая идеологию и интересы национальной буржуазии, края в развертывающейся борьбе масс за социальный прогресс выступает за капиталистический путь развития.
В СССР навсегда уничтожены национальный гнет и национальное неравноправие во всех формах и проявлениях. Утвердились, вошли в сознание десятков миллионов людей нерушимая дружба народов СССР, уважение к национальной культуре и национальному достоинству всех народов.
Но, как отмечалось в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях», динамизм в развитии межнациональных отношений, свойственный начальному этапу формирования Советского многонационального государства, был существенно утрачен и подорван отходом от ленинских принципов национальной политики, нарушениями законности в период культа личности, идеологией и психологией застоя. Утверждение и творческое развитие этих принципов, решительное очищение их от наслоений и деформаций рассматривается партией как «задача исторической важности».
На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что идущая от В.И. Ленина традиция КПСС состоит в том, чтобы, проявляя особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается национальной политики, затрагивающей интересы каждой нации и народности, национальные чувства людей, в то же время вести принципиальную борьбу против проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились.
Историческая обреченность Н. обусловлена его растущим и углубляющимся несоответствием потребностям социального (общественного) прогресса. XIX Всесоюзная конференция КПСС осудила стремление к национальной замкнутости, к-рое может привести только к экономическому и духовному оскудению. Подлинной альтернативой Н. является пролетарский, социалистический интернационализм, к-рый на опыте решения национального вопроса в странах социализма, и прежде всего в Советском Союзе, доказал свое право быть настоящей и прочной основой равноправия и дружбы народов.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Н. может быть политическим или культурным. Политический Н. стремится к созданию государств на этнической основе. Культурный Н. направлен на сохранение целостности народа, его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух условиях: если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной оценки других культур и если не стремится возродить и распространить архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.
Впервые Н. активно проявил себя в европейской политической жизни в 1815—1871 гг. как интегрирующий фактор. Тогда впервые в европейской истории была сформирована идейная платформа, на которой должна была произойти консолидация ранее политически разделенных этносов — немецкого и итальянского. В отличие от французов и англичан, живших в этнически однородных государствах, итальянцы и немцы были разбросаны на территории нескольких десятков средних, малых и мельчайших государственных образований. Процессы модернизации в Западной Европе первой половины XIX в. создавали объективную основу для объединения итальянского и немецкого народов в отдельные нации. События же Великой французской революции и продемонстрированная ими идея нации подготовили идеологическое обоснование подобного шага.
Первоначально как германская, так и итальянская общенациональные идеи были обличены в радикально-демократическую форму. Джузеппе Гарибальди боролся не просто за объединение своей родины, а за утверждение республиканской формы правления революционным путем. Однако в реальности государственное объединение и Германии, и Италии было проведено не «снизу», а «сверху», и не радикальными демократами, а монархическими и консервативными кругами. При этом оказалось, что к моменту объединения процесс консолидации немецкого и особенно итальянского этносов еще не завершился. Этот процесс продолжался и после создания единой государственности. Об этом свидетельствует знаменитое выражение: «Мы создали Италию. Теперь будем создавать итальянцев».
Второй тип Н. можно назвать «разъединяющим национализмом». Этот тип Н. активно проявил себя в 1871—1890 гг. и был связан с развитием полиэтнических государств Восточной Европы. К середине XIX столетия практически всю Восточную и Юго-Восточную части Европейского континента занимали три обширные империи — АвстроВенгерская, Российская и Османская (Турецкая).
Во всех трех империях проживали десятки народов, отличавшихся между собой языком, культурой, религией, уровнем экономического развития. Эти народы в разное время были включены в состав той или иной империи и оставались там вплоть до начала XX столетия. Первоначально Н. возник здесь в культурной форме.
Государственная власть, как правило, с недоверием относилась к культурной активности национальных движений и часто воздвигала препятствия для их деятельности. Тем самым власти сами подталкивали национальные движения к политическому Н., главной целью которого было образование самостоятельных национальных государств. Распространение национальной идеологии способствовало во многих восточноевропейских странах ускорению процессов перехода этносов к высшей форме своего существования
— нации. Особенно это касается чехов, проживавших в Австро-Венгрии, финнов, входивших в состав Российской империи, поляков, разделенных между Германией, Австро-Венгрией и Россией.
Переход Н. в политическую форму сопровождался усилением его агрессивности. На первый план выступало этноцентрическое видение мира, пренебрежительное отношение к другим народам. Причем агрессивные черты стали обнаруживаться не только в становлении наций, не обладавших собственной государственностью, но и в деятельности господствующих этнических групп (например «Черная сотня» в России).
Н. оказал сильное воздействие на внешнюю политику государств, что привело к двум мировым войнам. Н. стал важным компонентом идеологии и политики крайне правых, в том числе фашистских партий и движений, использовавших террористические методы в достижении своих целей.
Во второй половине XX в. из-за распада колониальной системы национальные движения наиболее активно проявили себя в афро-азиатских странах. В конце столетия снова обострились межнациональные отношения, усилились националистические проявления. Н. стал важнейшим компонентом идеологической платформы организаций и групп, имеющих отношение к этническому терроризму.
Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004
Возникновение политического, или гражданского, Н. шло параллельно с образованием национальных государств в Европе и формированием капиталистических экономических отношений. Этот вид Н. считает нацией все население, проживающее в рамках соответствующих государственных границ, и не допускает других толкований этого понятия. В современной ситуации он сплачивает общество вне зависимости от его этнического, расового, культурного, религиозного, языкового состава и социальной структуры вокруг решения общенациональных задач и является поэтому одним из ключевых показателей жизнеспособности нации и государства. Его классическим примером служит американский Н., обеспечивающий США моральный дух для реализации ими политики мирового лидерства. Одновременно гражданскому Н. присущ такой недостаток, как неспособность обеспечить единство нации, поскольку он основан преимущественно на рассудке, не может внести ярко выраженные черты в национальную самоидентификацию, а его базовые категории (гражданство, политические права и т. п.) являются «внешними» для человека. Поэтому на практике политический Н. всегда содержит культурный элемент, имеющий существенно более эмоциональную окраску и оперирующий «внутренними» категориями (религия, традиции и т. д.). Так, в США особое внимание уделяется символам, трактовке и преподаванию истории для воспитания у граждан чувства отождествления себя с нацией. Благодаря этому в большинстве стран Н. стал частью самой структуры современного общества.
В прошлом политический Н. играл существенную роль в борьбе за обретение колониями политического и экономического освобождения: от войн за независимость Северо-Американских штатов, в Латинской Америке и движения гражданского неповиновения в Индии до национально-освободительных кампаний в Африке и т. п. Однако в случае гипертрофированного толкования элитами национальных интересов гражданский Н. также может приводить к политическим и военным конфликтам. Примером могут служить аргентино-британская война за Мальвинские (Фолклендские) острова, вторжение Ирака в Кувейт и США – в Ирак, агрессия Грузии в Южной Осетии, колумбийско-боливийские столкновения, обострение отношений в треугольнике ЕС – Украина – Россия из-за перекрытия газового транзита в Европу в январе 2009 г., периодические охлаждения в диалогах России с Польшей, Украиной и Белоруссией, трудности развития СНГ', ОДКБ, ЕвразЭС, «торговые войны» и проч.
В Россию Н. проник во второй половине XVIII в. вслед за интересом образованных кругов высшего общества к достижениям западноевропейской мысли. Поначалу под нацией в нашей стране понималась культурная и интеллектуальная дворянская элита, в среде которой Н. и был распространен вплоть до появления шовинистических общественных настроений в начале XX в. Такая история была обусловлена тем, что имперская власть, использовавшая Н. меньшинств других государств в своих внешнеполитических интересах, естественно, враждебно относилась к аналогичному Н. у себя дома, но опасалась опираться и на Н. русских в силу его вторичности и стихийности. Большевики объявили великорусский Н. враждебной идеологией и официально противопоставили ему идею интернационализма. В соответствии с ним Советская Россия никогда не занималась целенаправленным строительством нации: в СССР под национальной политикой понималось решение проблем нерусских народов, РСФСР не считалась национальной республикой, а русские граждане – носителями особой этничности. Однако подспудно великорусский этнический Н. поддерживался и даже пестовался начиная со времен Великой Отечественной войны. Возникшие в последнее время в демократической России острые дискуссии об истории вновь вывели на первый план задачу воспитания в обществе гражданского Н. как противовеса правительственной политике этнического Н. в отношении мигрантов и выходцев из национальных регионов. (Ф.В. Шелов-Коведяев)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
распада СССР в 1991 г. ad absurdum (национализмом абсурда).
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
Националисты выдают за общенациональные интересы устремления социальной группы, которая выступает в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. Национализм нередко принимает крайние формы (шовинизм), характеризуется этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Как политологическое понятие национализм вбирает в себя целый комплекс представлений, складывавшихся на протяжении многих веков. До сих пор нет критериев, которые позволили бы дать определение, максимально ясно и непротиворечиво раскрывающее значение этого термина.
Для одних «национализм» — просто аналог патриотизма, преданность своей стране: и мононациональной, когда государство воспринимается в массовом сознании как воплощение коллективной воли данного этноса, и мультинациональной — как в США, где понятием «нация» обозначается общность всех граждан этой страны, независимо от их этнической принадлежности. Для других это синоним расизма, шовинизма и фашизма. В ХХ в. в странах третьего мира борьбу за освобождение от колониальной зависимости возглавили представители радикальных организаций, чьей идеологией был национализм. И даже официальная советская пропаганда, базирующаяся на принципах «пролетарского интернационализма», признавала «прогрессивность» национализма, если его исповедуют в странах «социалистической ориентации».
Терминологическая путаница в понимании того, что такое национализм, объясняется тем, что последний нередко отождествляется с национальными и национально-освободительными движениями. Они, в свою очередь, есть результат перманентных этнических процессов с их противоречивой, нелинейной динамикой. С этой точки зрения можно вообще борьбу любого народа против иноземных захватчиков считать «национальным движением», например — греков в древности — против персов, французов — против англичан во время Столетней войны, испанцев — против мавров во время Реконкисты и т. п.
Но ни в древности, ни в Средние века, ни в раннекапиталистическую эпоху национальный вопрос нигде не осознавался главным — боролись против непосильной дани, угнетения, за свою веру (а позднее — за свободу веры). Национализм зародился в конце XVII в. в рамках процессов секуляризации и модернизации, противопоставив феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности.
В XVIII в. распространились идеи т. н. органического национализма, основанного на широко понимаемом культурном единстве населения страны. Политические мыслители того времени активно разрабатывали тему национальных характеров. Монтескье связывал «различные характеры народов» с разными климатическими условиями, аналогичная идея высказывалась Вольтером и Руссо. Гердер ввел понятие «народный дух» как то, что одухотворяет культуру народа, выражается в его языке, обычаях, традициях и ценностях и является одной из движущих сил исторического развития наций.
В первой половине XIX в. учение о «национальном духе» и представление об обществе как одушевленном национальном «организме» получает развитие в романтической и почвеннической философии и становится предметом многочисленных историософских спекуляций (немецкие романтики, славянофильство в России).
Все большее влияние стал приобретать этнический национализм, исходящий из убеждения, что национальное единство основано на общем этническом происхождении, и те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры.
Национализм как особая форма этнического самосознания тесно связан с усилением процесса создания мировых колониальных империй. С одной стороны, острую потребность в шовинистической идеологии испытывали правящие круги мировых держав (отсюда: «Правь, Британия, морями!», «Германия превыше всего» и т. п.). С другой стороны, национализм становился знаменем угнетенных народов, ведущих борьбу за свою свободу против колонизаторов.
Идеология национализма подвергалась беспощадной критике со стороны русских философов. Владимир Соловьев, известный как глашатай «русской идеи», понимал последнюю не как апологию национальной исключительности соотечественников, но как идею, «во имя которой защищаются и освобождаются народности, слабые и угнетенные». Напротив, по мнению В. Соловьева, «национализм или национальный эгоизм, т. е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народов, к господству над ними, есть полное извращение национальной идеи».
Русская, христианская идея, состоящая в том, что индивидуальное спасение невозможно, и что спасение возможно лишь когда все ответственны за всех, проявляла себя и впоследствии, во время Первой и Второй мировых войн, когда русские солдаты демонстрировали готовность сложить голову за право всех, даже самых малых народов, сохранять свою культуру, язык и историю.
Во второй половине XIX в. в Европе стали популярны расовые концепции национального характера, интерпретирующие его как совокупность врожденных расовых способностей и дарований (прежде всего арийский миф в Германии). Одним из их теоретических оснований стали естественнонаучные теории середины XIX в., объединяемые общим понятием «социал-дарвинизм».
Представление о том, что эволюция есть естественный отбор, когда в результате борьбы выживает более приспособленный и сильный вид, было распространено и на законы, по которым развивается история общества. Согласно взглядам социалдарвинистов, есть более сильные люди и более слабые, более сильные, полноценные этносы и отставшие в своем развитии, обреченные подчиниться или быть уничтоженными. Так в недрах буржуазного национализма сформировалась расистская теория, которая в ХХ в. нашла свое воплощение в чудовищном социальном эксперименте нацистов.
Было бы, впрочем, преувеличением говорить, что национализм неизбежно ведет к своей крайней форме — расизму и фашизму. Это может случиться далеко не во всякой стране, а лишь при стечении ряда факторов — экономических, политических, социальных, военных, идеологических, геополитических — как это было, например, в Веймарской Германии. Но то, что логика развития практически любого национального движения неизбежно порождает ту или иную форму национализма, — несомненно. Так было в Европе XIX в., когда чисто просветительские намерения немногочисленных представителей нарождавшейся национальной интеллигенции (собирание и публикация памятников народной поэзии, создание обществ по изучению родного языка и обрядов своего народа, литературное возрождение) оборачивались созданием политических, а нередко и вооруженных организаций, под националистическими лозунгами вступающих в борьбу за автономию и полную независимость. Так случилось и на рубеже XX–XXI вв., когда произошел развал социалистического лагеря, и на пространстве бывшего СССР.
Символично, что во главе националистических режимов во многих бывших союзных республиках стали именно интеллигенты — филолог З. Гамсахурдиа, музыкант В. Ландсбергис и т. п. В ряде вновь образованных стран, в частности, в государствах Прибалтики, сложилась обстановка крайней нетерпимости к представителям нетитульных наций. Только в Эстонии до сих пор лишены гражданских прав и прозябают на положении людей второго сорта около 200 тыс. чел.
В 2006 г. комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью Совета Европы в довольно резкой форме выразила недовольство положением русскоязычного меньшинства в Эстонии, прежде всего теми фактами, что половина русского населения этой страны все еще не могут получить гражданства, что среди него непропорционально велика безработица, и что в стране имеют место и расизм, и расовая дискриминация. Однако эстонское руководство так ничего и не сделало для решения проблемы.
Спекуляция на националистических (антирусских) настроениях части общества стала одной из движущих сил «оранжевой революции» 2004 г. на Украине. С тех пор президент В. Ющенко пытается объединить страну под националистическими лозунгами, принижает в правах русский язык, который считает родным более половины населения Украины. Однако разгул украинского национализма характерен лишь для западной части этой страны и в некоторой степени для ее столицы.
Национализм является для России одной из самых острых проблем, а спекуляция на национальных, религиозных и культурных различиях — единственным фактором, способным взорвать ситуацию в условиях политической стабильности. Тот, кто желал бы уничтожать Россию, понимал бы, что ему нужно зажечь Кавказ, что ему нужно расшевелить Татарстан, ему нужно спровоцировать беспорядки между несколькими десятками национальных диаспор в Москве. Если такая война разгорится, это спасет и Европу, и Америку. Они давно уже мечтают воевать с мусульманским миром нашими руками «до последнего русского».
В феврале 2006 г. основные политические партии России подписали «Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни» («Антифашистский пакт»), разработанный партией «Единая Россия» и призывающий создать атмосферу нетерпимости к проводникам идей межэтнической и межрелигиозной розни в политике, общественной деятельности и СМИ.
«В нашей стране законодательно запрещена деятельность, направленная на разжигание национальной розни, расовой и религиозной вражды, — говорится в тексте пакта. — Однако подобная деятельность должна подвергаться и моральному осуждению. Вокруг тех, кто исповедует и проповедует фашизм, расизм, национализм и ксенофобию, должен быть сформирован общественный и информационный вакуум. Они должны стать изгоями».