НАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 36 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Национализм
идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Национализм
идейно-психологическое и политическое течение, исходящее из идеи исключительности нации, ее обособления.

Источник: Политико-терминологический словарь

Национализм
идеология и реальная политика, основанные на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Национализм
идеология, политика и социальная практика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства одних наций над другими.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Национализм
(Nationalism, Улутчулдук) – идеология и политика национальной исключительности, преувеличение национальных моментов под видом защиты национальных интересов.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Национализм
идеология, согласно которой за основу политического устройства государства следует брать нацию; на практике национализм может принимать самые различные формы.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

национализм
Nationalismus. Nationalism Идеология, которая возвышает признаки этнического сообщества (язык, культура, история), считает их чемто абсолютным и требует (как правило, агрессивно) единства народа и пространства. См.: Шовинизм – Нация – Национал-социализм – Национальное государство

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

НАЦИОНАЛИЗМ
а, м., мн. нет (лат. natio – нация, народ). Идеология и политика, направленные на разжигание национальной вражды путем утверждения превосходства одной нации над другими. А ведь национализм и национальное самосознание – не одно и то же. Первый – неприятие чужого. Второе – любовь к своему (НГ. 2012.29.02).

Источник: Словарь избирательной кампании словарь. 2016

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология, политика и психология в национальном вопросе. Н. основывается на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. Источником Н. выступает идея превосходства одних «высших» наций над другими – «низшими», «неполноценными». Психологическую базу Н. составляет эгоцентризм.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Национализм
система верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом. Национализм в положительном смысле выражается в патриотизме. Национализм в негативном смысле - возвеличивание своей нации за счет принижения других наций; проведение политики и практики дискриминации по национальным признакам (государственный и бытовой национализм). Крайняя экстремистская форма национализма - фашизм.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Национализм
идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и подход, согласно которому за основу политического и общественного устройства следует брать нацию или этническое образование; политика главенствования национальных интересов над всеми остальными; политика предпочтительного развития, роли и воздействия одного этнического образования — нации, по сравнению с другими или с общими наднациональными интересами. Крайние формы — шовинизм, националистический экстремизм, фашизм. Крайняя альтернатива — космополитизм (растворение этноса).

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

НАЦИОНАЛИЗМ

Политика по национальному вопросу. В зависимости от исторических условий Н. играет различную роль на разных этапах развития общества. В период перехода от феодализма к капитализму буржуазный Н., заинтересованный в становлении наций и образовании национальных государств, имел исторически прогрессивное значение. В настоящее время является политикой угнетения одних наций другой, великодержавной нацией, отдельные элементы к-рой разжигают расовую и национальную вражду, проводят политику расовой и национальной дискриминации, ставят более слабые нации и народности в подчиненное и бесправное положение.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Национализм
1) инстинкт национального самосохранения и сознания, любовь к духовному своеобразию своей нации, выражающиеся в определенном стереотипе поведения, при котором интересы своей нации доминируют над всеми остальными, но не предполагают враждебного отношения к другим нациям; 2) идеология, политика и политические движения, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму общественного единения, самоутверждения народов с общим языком и культурой в качестве единого целого. К сожалению, как показывает практика, национализм часто имеет тенденцию к приобретению эгоистического оттенка и форм, в связи с чем выделяются такие крайние формы национализма, как шовинизм, нацизм, сионизм.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

НАЦИОНАЛИЗМ
фр. nationalisme, от лат. natio — народ) — идеология, система политических взглядов, основу которых составляют идея национального превосходства и национальной исключительности, приоритет национальных ценностей. Первоначально возник как форма политического протеста против колониального угнетения, борьбы за национальное освобождение. Идеология, психология и политика в национальном вопросе, базирующиеся на признании приоритета национального фактора в общественном и культурном развитии, преувеличенной оценке значения, достоинств и роли собственной народности, нации, вплоть до идеи национальной исключительности и превосходства, однобоком противопоставлении одной национальности другой. Крайние формы национализма — расизм, шовинизм и прочие — являются источником межнациональных конфликтов, расовой и этнической дискриминации.

Источник: Новейший политологический словарь

Национализм
(от лат. natio – нация, народ) – идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о превосходстве своей нации и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Национализм опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология, психология и политика, основанные на проповеди национальной исключительности и превосходства. Основной идей Н. является представление о нации как высшей вне исторической и надклассовой форме общественного единства.
В определенные исторические периоды Н. играл положительную роль, объединяя нацию в ее освободительной борьбе.
В современной науке отмечается многоликость этого явления, выступающего и как великодержавный шовинизм, и как стремление малых народов получить социокультурную самостоятельность, и как носитель насильственной ассимиляции, и т.д.
Особую опасность для общества представляет воинствующий Н., проявления которого связаны с насилием, войнами, террором. Не менее вреден и "бытовой" Н., основывающийся на чувстве национальной исключительности, унижении национального достоинства других народов.

Источник: Политология: Словарь-справочник

НАЦИОНАЛИЗМ
мировоззрение, идеология и направление политики, которые в своей основе пропагандируют любовь к своей национальности, народу, культуре, а также верность, преданность, работу на благо своего народа, включая его экономический, культурный, политический прогресс и духовное возрастание. Как политическое движение Н. стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. Иногда (когда народ угнетён или считает себя угнетаемым) Н. проповедует национальное освобождение или политическую независимость для практической защиты условий существования своего народа в рамках государства проживания (например, индусы во времена британской колонизации Индии или курды в современной Турции). Н., в отличие от нацизма, не пропагандирует неуважение или ненависть к другим национальностям и народам. В современном идеологическом дискурсе, к сожалению, часто происходит подмена понятий, отождествляющих Н. и нацизм, что в корне неверно.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

НАЦИОНАЛИЗМ
от франц. nationalisme), идеология, психология и политика, основанные на признании нации высшей формой социальной общности людей, а национальных факторов — основной и определяющей силой общественного развития. Н. провозглашает идею национальной исключительности и приоритет национальных интересов для всех составляющих нацию социальных групп. Возникновение Н. относится к новому времени и связано с преодолением средневековой замкнутости и партикуляризма, формированием централизованных государств, нередко сопровождавшимся национальными войнами. Н. многолик и разнообразен по содержанию и формам проявления. В одних случаях он выступает знаменем национально-освободительного движения, национального самоопределения и национального развития; в других служит оправданию политики гегемонизма, агрессии и войн. Как правило, Н. проявляет нетерпимость по отношению к инонациональным ценностям, интересам, структурам. Он по природе своей агрессивен и в конце ХХ в. выступает фактором, подрывающим международную национальную безопасность.

Источник: Геокультурная энциклопедия

Национализм
(лат.) - идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которого лежит национальная исключительность, попытки доказательства права одной нации господствовать над остальными, угнетать их, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать. Национализм - это стремление решать все государственные, политические, социально-экономические и духовные вопросы исключительно с преобладанием национального фактора, в ущерб "чужим" нациям. Различают национализм большой, многочисленный нации и национализм малочисленных наций, народностей. Первый более агрессивен, может приобрести глобальный масштаб, несет в себе черты великодержавности, кичливого пренебрежения к другим народам. Второму присущи черты оборончества, защиты, но и он может быть агрессивным, отличается обостренной заботой о сохранении всего национального. Весь ход мирового исторического процесса убедительно свидетельствует о том, что национализм неизбежно приносит государствам и их гражданам только горе, страдания и лишения. Самое эффективное средство преодоления национализма - расширение межнациональных отношений и связей на всех уровнях, сближение наций и стран, "перемешивание" населения.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Национализм
(nationalism) – идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. В силу националистической окраски многих современных радикальных движений ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Согласно Эрнесту Геллнеру, политический национализм есть требование совпадения политических и национальных границ. Националисты стремятся создать или сохранить нацию, основываясь на различных представлениях о политической легитимности. Такие представления могут идти от теории «культурной идентичности», восходящей к романтикам либерального аргумента, согласно которому политическая легитимность основывается на общественном согласии населения данной территории, или быть их комбинацией. Национализм в истории человечества играл двоякую роль (позитивная и негативная) и часто принимал крайние формы: фашизм (возвышение роли своей расы и этноса), трайбализм (вызвышение роли своего племени), ксенофобия (неприязненное отношение к представителям другой национальности, веры, расы).

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

Национализм
реакционная идеология и политика буржуазии, призванная укрепить господство и привилегии одной нации за счет другой, отвергающая равноправие наций, способствующая разжиганию вражды и непримиримости между народами. Буржуазный национализм мешает единству пролетариата в его классовой борьбе и потому враждебен рабочему классу, тормозит социалистическое строительство. Буржуазному национализму противостоит пролетарский интернационализм. Национализм — это оружие, которое прежде всего пытается использовать буржуазия в борьбе против единства рабочего класса, единства и солидарности социалистических стран, против социалистического интернационализма. Коммунисты боролись и борются с буржуазным национализмом, национальным эгоизмом, но они самым внимательным образом относятся к национальным чувствам масс. Марксизм-ленинизм различает национализм угнетателей и национализм угнетенных наций. Под флагом последнего идет национально-освободительное движение многих народов, в котором есть общедемократическое содержание, выражающееся в стремлении к освобождению от гнета империалистов, к национальной независимости и национальному возрождению. Национально-освободительные движения угнетенных народов всемерно поддерживаются коммунистическими партиями всех стран.

Источник: Политология: понятия и дефиниции

НАЦИОНАЛИЗМ
фр. nationalisme) — идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов. Н. рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно-исторические, экономические и социальные корни, Н. выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества. Степень выражения Н. зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. Н. возник в конце ХVIII в. как форма политического протеста против колониального угнетения и социального бесправия и первоначально был направлен на консолидацию нации, победу национальных движений в борьбе с феодализмом. В период формирования наций, например, в Западной Европе и США Н. служил средством борьбы против абсолютизма и национального гнета и имел определенное прогрессивное содержание. Затем Н., особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, в Н. выражается идея национального освобождения. Осуществление этой идеи создает основы для преодоления Н.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Национализм

- буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармоническое целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее слоев. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности. Разновидностью национализма является так называемое "национальное самосознание".
Национализм является одним из важных инструментов национальной буржуазии, направленным на разобщение трудящихся разных национальностей, на представление интересов национальной буржуазии как общенациональных, на свертывание классовой борьбы (классовый мир) и на основе этого - возможность бесконтрольной эксплуатации своего народа.
Противником буржуазного национализма справа является компрадорская буржуазия, ратующая за вписывание экономики всех стран в общемировую экономику на рыночной основе, за стирание границ государств и за "общечеловеческие ценности". Реализация этих планов позволит ей эксплуатировать вообще все народы мира.
Противником национализма слева являются коммунисты, которые признают единство классовых интересов трудящихся независимо от их национальной принадлежности и не признают классового мира с эксплуататорами, какой бы национальности они ни были.

Источник: Краткий политэкономический толковый словарь

Национализм
доктрина, идеология, система взглядов, в основе которой лежат идеи совпадения политических границ государства с границами проживания этноса, образующего это государство - Э.Гелнер. Национализм, как правило, всегда предполагает дихотомию: «мы» и «они»: «наши» и «не наши» (дихотомия - греч. dicha - на две части и плюс tome - сечение: последовательное деление целого tía две части, затем каждой части снова на две и т. д.). Ключевые постулаты национализма - культурное и политическое самоопределение. Крайний национализм находит выражение в теориях о расовом и национальном превосходстве и часто сопровождается идеями об избранности (даже, например, богоизбранности американского народа - официальная точка зрения в США) одного народа по сравнению с другими - например, арийской расы над славянской и еврейской (к чему привела эта нацистская идея и её реализация в годы второй мировой теперь известны всему миру).
Как массовое движение национализм зарождается в Европе в конце 18 века в период Великой Французской революции, а с середины 19 века становится наиболее влиятельной идеологией и политикой во многих странах мира, в том числе «самобытных» арабских и африканских странах и в идеологии, и в политике.
В XX и XXI столетиях национализм выступает за социальные преобразования, требуя равных возможностей экономического, политического, социального и культурного развития этносов. В самом общем виде в основе национализма - идея национального превосходства и национальной исключительности, трактовка превосходства одной нации над другими, ущемление интересов другой нации.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Национализм
идеология, общественная психология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других политических, социальных и экономических интересов. Под Н. также иногда понимается политическое и общественное движение в защиту этих интересов. Такие представления о Н. сложились в западных гуманитарных науках и постепенно утверждаются и в нашей стране, где раньше этим термином обозначали идеологию и практику, основывающуюся на идее национальной исключительности и пренебрежительном отношении к другим народам. Н. рассматривался как негативная противоположность интернационализма и извращенная форма патриотизма. Между тем защита своих национальных интересов не всегда означает попрание интересов других наций. Например, требование национального меньшинства, чтобы его дети могли изучать в школе родной язык, никак не ущемляет языковых интересов других наций в государстве. Существует несколько классификаций Н.: одни ученые рассматривают Н. как единое явление и выделяют два и более его типов, другие считают, что у каждой нации свой особый Н. и разные Н. нельзя свести к одному знаменателю. Основное различие разных классификаций Н. состоит в том, что они основываются на разных критериях: одна классификация делит Н. на этнический и политический исходя из степени выраженности политических требований, другая — на западный и восточный, основываясь на формах и способах достижения национального суверенитета, и т. д.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология, которая трактует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства, как гармонию всех составляющих ее социальных слоев. При этом за общенациональные интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от исторической обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Национализму свойственна мистическая преданность сверхъестественному социальному организму – нации, индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, данная нация является или должна быть господствующей среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия. Националистическое преувеличенное или извращенное проявление национальных чувств является проявлением архетипа «тень». Национализм превращает живое народное самосознание в отвлеченный принцип, утверждающий «национальное» безусловной противоположностью «универсального», и «свое родное» – безусловной противоположностью «инородного». Как отвлеченный принцип, национализм основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обуславливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Поэтому национализм, как исключительное утверждение национального в ущерб личному и универсальному, является воззрением, прежде всего антиисторическим. Одной из причин популярности, которой пользуется национализм, является ошибочное его смешение с патриотизмом.

Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com

НАЦИОНАЛИЗМ
от фр. nationalisme) - полшпика и практика, идеология и психология в национальном вопросе, основанные на признании наций (этносов) и их взаимоотношений важнейшим или особенно важным фактором общественного развития и приоритетного, привилегированного места, роли и интересов данного народа в социально-политической, экономической и культурной жизни всего человечества в ущерб интересам и запросам др. народов.
Исторически Н. как особое идейно-политическое Течение складывается в конце XVIII в. в связи с бурным развитием национальных движений, становлением наций и ростом национального самосознания, развертыванием национально- освободительной борьбы в колониях и полуколониях. В этом плане тогда и позднее, особенно в борьбе с колониализмом, Н. сыграл немалую положительную роль в становлении наций, их консолидации, освобождении угнетенных народов, их самоопределении, сохранении и развитии их самобытности и т.д. Но Н. - это такой крайний уровень национального самосознания, такая крайняя форма выражения и защиты национальных интересов, которые перерастают в свою противоположность - в чувство национальной исключительности, чванливости, превосходства, в неуважение и ущемление прав и интересов других народов, в противопоставление своей нации другим, в разжигание вражды между ними. В этой связи очень важно четко различать национальное и националистическое. Н. может проявляться в виде идеологии, политики и практики национального нигилизма, искусственной ассимиляции народов и в виде национальной замкнутости и обособленности. Н. и шовинизм, по сути дела, не антиподы, а разные стороны единой сущности - Н. велико- державный и Н. местный. В современном мире Н. - одно из влиятельных и распространенных идейно-политических течений, проявляющееся как в глобальном, так и в региональном и государственном масштабах. Рост Н. у нас обнаружился во второй половине 80-х гг. и особенно в период распада СССР и после него.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

НАЦИОНАЛИЗМ
от лат. natio - нация, народ) - идеология, основанная на пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, а также политика, реализующая националистическую идеологию. Национализм может выражаться в разжигании национальной ненависти и конфронтации как между народами разных стран, так и внутри одной страны между представителями различных наций и этносов.
Международное законодательство классифицирует идеологию и политику национализма как политическое преступление, заключающееся в нарушении прав человека. Национализм может проявляться в самых различных формах. Так, шовинизм представляет собой попытку интеллектуального или политического ограничения национальных меньшинств со стороны основной национальности данной страны. Расизм направлен на ограничение народностей других рас.
Феномен национализма - сложное общественно-политическое явление, которое порождает массу конфликтных ситуаций. В явлениях национализма проявляются исторические отношения, различие культур, экономического и политического, а также религиозного образа жизни. Хорошо известны антисемитизм (враждебное отношение к евреям в фашистской Германии) и сионизм (еврейская разновидность национализма), явления апартеида (организация раздельного проживания и различения в правах представителей различных национальностей, в частности в ЮАР), насильственного переселения народностей в СССР, и т. д.
В России традиционная имперская политика создала запутанную систему национально-политических отношений. При социализме национальные отношения были еще больше усложнены, повысилась их конфликтогенность. Крушение социализма привело к распаду СССР, что способствовало заметному обострению национальных отношений. Современный национализм на территории бывшего СССР многолик, невероятно антагонистичен (ситуация в Карабахе, Чечне, Абхазии, Средней Азии и т. п.). Проблема современного национализма требует объективного научного осмысления и тонкой, многосторонней политики, опирающейся на внутренний и международный опыт.

Источник: Словарь по политологии

НАЦИОНАЛИЗМ

Национализм — чувство, лежащее в основе стремления людей самостоятельно контролировать вопросы собственной политической жизни. Люди, проживающие на конкретной обособленной территории, объединены общим желанием быть независимыми от других наций и жить при политической системе, которую сами контролируют. Подобное единство устремлений может базироваться на общей этнической принадлежности или общем культурном наследии (включая язык и литературу) или основываться на ощущении единого гражданства, возможно, вопреки существующим этническим и культурным различиям. Термин «национальное государство» используется применительно к политическому сообществу, складывающемуся в условиях, когда границы нации и государства совпадают.
Национализмом могут объясняться попытки завоеванных, колонизированных, политически или экономически угнетенных стран освободиться от гнета иностранного владычества или доминирования и добиться самоуправления. Послевоенная история дает многочисленные примеры того, как чувство национальной идентичности становилось мотивирующей силой формирования движений, стремившихся к основанию самостоятельных государств. Это чувство руководило действиями освободительных движений в странах Африки, боровшихся с европейскими колониальными державами. В Латинской Америке национализм становился основной идеологией антиамериканских движений во многих странах, включая Кубу и Никарагуа. Стремлением людей к основанию самостоятельного государства в значительной степени определяется в наши дни политика Канады и Испании, где к самоуправлению стремятся национальные меньшинства (жители Квебека, каталонцы, баски). В Великобритании требования жителей Шотландии и Уэльса о самоуправлении (гомруле) имели следствием принятие законодательства о передаче полномочий (деволюции), вступившего в силу в 1998г.
Национализм может иметь характер прогрессивной силы, когда его целью является освобождение порабощенной нации от деспотического иностранного правления. Он же может выступать в роли реакционного движения. Любовь к собственной стране (или патриотизм) может трансформироваться в ненависть к представителям других государств, людям другой расы, то есть в ксенофобию. Национализм лежал в основе этнических чисток (или геноцида), которые проводили в Боснии и Герцеговине боснийские сербы в отношении боснийских мусульман в 1992г., а потом и югославские сербы в отношении этнических албанцев в Косово в 1999г.
См. также статьи «Глобализация», «Государство», «Европейский Союз», «Колониализм», «Передача полномочий», «Расизм», «Федеративная система правления».

Источник: 101 ключевая идея политика

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, ее первичности в государствообразующем процессе. «Нация — первична, государство — вторично» — основной лозунг национализма. Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа. Последнее относится прежде всего к государственной власти. Близкородственное понятие — патриотизм (не путать с лексически похожим термином «государственный патриотизм»). Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.
В последнее время в связи с экспансией чужеродных этнических элементов в традиционные общества идеология национализма имеет тенденцию «расщепляться» на несколько движений, постепенно отходящих друг от друга. Наиболее крупными движениями в парадигме национализма являются умеренный национализм и радикальный национализм. Последний все чаще и сильнее заявляет о необходимости открытой (в том числе и вооруженной) борьбы за права и свободы собственной нации.
Национализм порой смешивается с его крайними проявлениями, такими как ксенофобия, шовинизм и расизм. (Часто бывает, что именно борцы с идеологией национализма разделяют ксенофобские взгляды, отрицая природное право любого человека независимо от этнической, религиозной или социальной принадлежности на собственную точку зрения). Более того, в различных кругах придерживаются двойных стандартов в определении термина «национализм», обвиняя так называемые «нации-гегемоны» в великодержавном шовинизме и при этом называя ультранационализм малых народов «борьбой за национальную независимость».
К сожалению, в современном русском языке понятие «национализм» полностью опорочено. Это стало результатом злонамеренной пропаганды, когда светлое чувство национального самосознания выдавливалось всеми возможными способами, и при этом насаждался оголтелый интернационализм. Это слово имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским и российским режимами.
Таким образом, национализм — это любовь к своей нации и готовность защищать свои интересы. Национализм провозглашает нацию высшим приоритетом. Все же остальное должно служить интересам нации и работать на ее процветание и развитие. Не следует путать и смешивать слова и понятия «национализм» и «нацизм» .
См. также: антифашизм, внутренние войска, евразийство, интернационализм, коренные нации, красно-коричневые, нацизм, национал-социализм, новый мировой порядок, патриотизм, политические технологии., политкорректность, Российская Федерация, Русский народ, свобода совести, скинхеды, толерантность, шовинизм, экуменизм, этнофаворитизм.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

НАЦИОНАЛИЗМ
буржуазная и мелкобуржуазная идеология, политика и психология в национальном вопросе. Н. основывается на признании приоритета национального фактора в общественном развитии над социально-классовым. Появление Н. связано со становлением и развитием капитализма, с ростом несовместимости интересов буржуазии отдельных стран. Капиталистические, частнособственнические отношения на средства производства являются экономической основой Н., к-рый служит идейным источником национальных антагонизмов, господства одних наций над другими.
Классовое назначение Н. состоит в идейно-политическом обеспечении стремления буржуазии к разобщению антикапиталистических и всех революционных сил по национальному признаку. Н. является «идейной платформой» так наз. «классового мира», пресловутой «социальной гармонии» эксплуататоров и эксплуатируемых в рамках отдельных наций и стран.
Подчеркивая непримиримую противоположность буржуазного Н. пролетарскому интернационализму, В.И. Ленин вместе с тем требовал конкретно-исторического подхода к оценке Н. В период борьбы против феодализма, за национальную консолидацию и создание национальных государств Н. молодой, восходящей буржуазии играл относительно прогрессивную роль. Однако после утверждения своего господства буржуазия, выдавая свои стремления за общенациональные интересы, стала использовать Н. в качестве орудия порабощения др. народов, притупления классового сознания пролетариата, отвлечения его от политической борьбы, подрыва интернационального единства революционного движения. В период империализма Н. монополистической буржуазии приобретает особенно реакционный характер, являясь идеологией и политикой жестокого национально-колониального гнета и эксплуатации. В то же время в национально-освободительной борьбе народов колоний и зависимых стран Н. угнетенных наций содержит исторически прогрессивные общедемократические элементы, направленные против империализма. Однако в национализме угнетенной нации имеется и др. сторона, выражающая идеологию и интересы национальной буржуазии, края в развертывающейся борьбе масс за социальный прогресс выступает за капиталистический путь развития.
В СССР навсегда уничтожены национальный гнет и национальное неравноправие во всех формах и проявлениях. Утвердились, вошли в сознание десятков миллионов людей нерушимая дружба народов СССР, уважение к национальной культуре и национальному достоинству всех народов.
Но, как отмечалось в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях», динамизм в развитии межнациональных отношений, свойственный начальному этапу формирования Советского многонационального государства, был существенно утрачен и подорван отходом от ленинских принципов национальной политики, нарушениями законности в период культа личности, идеологией и психологией застоя. Утверждение и творческое развитие этих принципов, решительное очищение их от наслоений и деформаций рассматривается партией как «задача исторической важности».
На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что идущая от В.И. Ленина традиция КПСС состоит в том, чтобы, проявляя особую чуткость и осмотрительность во всем, что касается национальной политики, затрагивающей интересы каждой нации и народности, национальные чувства людей, в то же время вести принципиальную борьбу против проявлений национальной ограниченности и кичливости, национализма и шовинизма, в какие бы одежды они ни рядились.
Историческая обреченность Н. обусловлена его растущим и углубляющимся несоответствием потребностям социального (общественного) прогресса. XIX Всесоюзная конференция КПСС осудила стремление к национальной замкнутости, к-рое может привести только к экономическому и духовному оскудению. Подлинной альтернативой Н. является пролетарский, социалистический интернационализм, к-рый на опыте решения национального вопроса в странах социализма, и прежде всего в Советском Союзе, доказал свое право быть настоящей и прочной основой равноправия и дружбы народов.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

НАЦИОНАЛИЗМ
Под Н. можно понимать идеологию, политику, общественную психологию и общественную практику, сущностью которой являются идеи национальной исключительности, обособленности и пренебрежения к другим нациям. Н. можно понимать и как некую политическую платформу, консолидирующую тот или иной этнос в нацию. В современном мире чаще всего Н. выступает в первой модификации. В прошлом он нередко возникал именно как идейнополитическая платформа народов, стремившихся к собственной эмансипации, но затем перерождался в свою агрессивно-шовинистическую разновидность.
Н. может быть политическим или культурным. Политический Н. стремится к созданию государств на этнической основе. Культурный Н. направлен на сохранение целостности народа, его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух условиях: если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной оценки других культур и если не стремится возродить и распространить архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.
Впервые Н. активно проявил себя в европейской политической жизни в 1815—1871 гг. как интегрирующий фактор. Тогда впервые в европейской истории была сформирована идейная платформа, на которой должна была произойти консолидация ранее политически разделенных этносов — немецкого и итальянского. В отличие от французов и англичан, живших в этнически однородных государствах, итальянцы и немцы были разбросаны на территории нескольких десятков средних, малых и мельчайших государственных образований. Процессы модернизации в Западной Европе первой половины XIX в. создавали объективную основу для объединения итальянского и немецкого народов в отдельные нации. События же Великой французской революции и продемонстрированная ими идея нации подготовили идеологическое обоснование подобного шага.
Первоначально как германская, так и итальянская общенациональные идеи были обличены в радикально-демократическую форму. Джузеппе Гарибальди боролся не просто за объединение своей родины, а за утверждение республиканской формы правления революционным путем. Однако в реальности государственное объединение и Германии, и Италии было проведено не «снизу», а «сверху», и не радикальными демократами, а монархическими и консервативными кругами. При этом оказалось, что к моменту объединения процесс консолидации немецкого и особенно итальянского этносов еще не завершился. Этот процесс продолжался и после создания единой государственности. Об этом свидетельствует знаменитое выражение: «Мы создали Италию. Теперь будем создавать итальянцев».
Второй тип Н. можно назвать «разъединяющим национализмом». Этот тип Н. активно проявил себя в 1871—1890 гг. и был связан с развитием полиэтнических государств Восточной Европы. К середине XIX столетия практически всю Восточную и Юго-Восточную части Европейского континента занимали три обширные империи — АвстроВенгерская, Российская и Османская (Турецкая).
Во всех трех империях проживали десятки народов, отличавшихся между собой языком, культурой, религией, уровнем экономического развития. Эти народы в разное время были включены в состав той или иной империи и оставались там вплоть до начала XX столетия. Первоначально Н. возник здесь в культурной форме.
Государственная власть, как правило, с недоверием относилась к культурной активности национальных движений и часто воздвигала препятствия для их деятельности. Тем самым власти сами подталкивали национальные движения к политическому Н., главной целью которого было образование самостоятельных национальных государств. Распространение национальной идеологии способствовало во многих восточноевропейских странах ускорению процессов перехода этносов к высшей форме своего существования
— нации. Особенно это касается чехов, проживавших в Австро-Венгрии, финнов, входивших в состав Российской империи, поляков, разделенных между Германией, Австро-Венгрией и Россией.
Переход Н. в политическую форму сопровождался усилением его агрессивности. На первый план выступало этноцентрическое видение мира, пренебрежительное отношение к другим народам. Причем агрессивные черты стали обнаруживаться не только в становлении наций, не обладавших собственной государственностью, но и в деятельности господствующих этнических групп (например «Черная сотня» в России).
Н. оказал сильное воздействие на внешнюю политику государств, что привело к двум мировым войнам. Н. стал важным компонентом идеологии и политики крайне правых, в том числе фашистских партий и движений, использовавших террористические методы в достижении своих целей.
Во второй половине XX в. из-за распада колониальной системы национальные движения наиболее активно проявили себя в афро-азиатских странах. В конце столетия снова обострились межнациональные отношения, усилились националистические проявления. Н. стал важнейшим компонентом идеологической платформы организаций и групп, имеющих отношение к этническому терроризму.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

Национализм
идеология и политика, считающие нацию высшей формой общественного единства, которая связана общностью национальных интересов. Следует различать два вида Н.: этнический и политический, или гражданский. Этнический К. имеет безоговорочно негативный характер. Он утверждает безусловное превосходство одной этнической группы над всеми остальными и уходит корнями в глубокую древность: в европейской традиции уже Аристотель постулировал абсолютный приоритет эллинов над варварами, т. е. прочими народами без исключения. В условиях политического кризиса он часто служит спусковым механизмом разрушения государственности: так распались Австро-Венгерская и Российская империи, СССР, СФРЮ и СРЮ, все колониальные империи. Такая же судьба угрожала в 1990-е годы Российской Федерации из-за настроений этнического радикализма и сепаратизма, прежде всего на Северном Кавказе, в Татарии и Якутии. В своем крайнем выражении этнический Н. приводит к идеологии шовинизма и расизма (не только белого, но и негритюда, пантюркизма, панисламизма и проч.), следствием чего являются политики дискриминации и геноцида (напомним про геноцид армян Турции при младотурках, евреев, цыган и славян в нацистской Германии и на оккупированных ею территориях, иракских курдов при Саддаме Хусейне). Более мягкая разновидность этнического Н. – культурный Н., ставящий свою культуру, религию, обычаи и практики заведомо выше иных национальных традиций. Характерные для Н. размытость идеологии и эклектичная структура политических установок часто делают возможной политику двойных стандартов: стремящиеся к сохранению своей культуры так называемые титульные нации обвиняют в великодержавном шовинизме, а борьбу народов за национальную независимость называют сепаратизмом. Когда культурный Н. превращается в культурный экспансионизм, он также приводит к отрицательным последствиям для человечества – подавлению и гибели культур, находящихся на иной стадии развития (как это было в период образования и расцвета колониальных империй), разрушению древнего культурного наследия (как это недавно произошло с памятниками буддизма в Афганистане и православными святынями в Косово) или к политической нестабильности, в которую во многих регионах мира вылились попытки безоглядного распространения моделей западного либерализма в ходе процессов глобализации.
Возникновение политического, или гражданского, Н. шло параллельно с образованием национальных государств в Европе и формированием капиталистических экономических отношений. Этот вид Н. считает нацией все население, проживающее в рамках соответствующих государственных границ, и не допускает других толкований этого понятия. В современной ситуации он сплачивает общество вне зависимости от его этнического, расового, культурного, религиозного, языкового состава и социальной структуры вокруг решения общенациональных задач и является поэтому одним из ключевых показателей жизнеспособности нации и государства. Его классическим примером служит американский Н., обеспечивающий США моральный дух для реализации ими политики мирового лидерства. Одновременно гражданскому Н. присущ такой недостаток, как неспособность обеспечить единство нации, поскольку он основан преимущественно на рассудке, не может внести ярко выраженные черты в национальную самоидентификацию, а его базовые категории (гражданство, политические права и т. п.) являются «внешними» для человека. Поэтому на практике политический Н. всегда содержит культурный элемент, имеющий существенно более эмоциональную окраску и оперирующий «внутренними» категориями (религия, традиции и т. д.). Так, в США особое внимание уделяется символам, трактовке и преподаванию истории для воспитания у граждан чувства отождествления себя с нацией. Благодаря этому в большинстве стран Н. стал частью самой структуры современного общества.
В прошлом политический Н. играл существенную роль в борьбе за обретение колониями политического и экономического освобождения: от войн за независимость Северо-Американских штатов, в Латинской Америке и движения гражданского неповиновения в Индии до национально-освободительных кампаний в Африке и т. п. Однако в случае гипертрофированного толкования элитами национальных интересов гражданский Н. также может приводить к политическим и военным конфликтам. Примером могут служить аргентино-британская война за Мальвинские (Фолклендские) острова, вторжение Ирака в Кувейт и США – в Ирак, агрессия Грузии в Южной Осетии, колумбийско-боливийские столкновения, обострение отношений в треугольнике ЕС – Украина – Россия из-за перекрытия газового транзита в Европу в январе 2009 г., периодические охлаждения в диалогах России с Польшей, Украиной и Белоруссией, трудности развития СНГ', ОДКБ, ЕвразЭС, «торговые войны» и проч.
В Россию Н. проник во второй половине XVIII в. вслед за интересом образованных кругов высшего общества к достижениям западноевропейской мысли. Поначалу под нацией в нашей стране понималась культурная и интеллектуальная дворянская элита, в среде которой Н. и был распространен вплоть до появления шовинистических общественных настроений в начале XX в. Такая история была обусловлена тем, что имперская власть, использовавшая Н. меньшинств других государств в своих внешнеполитических интересах, естественно, враждебно относилась к аналогичному Н. у себя дома, но опасалась опираться и на Н. русских в силу его вторичности и стихийности. Большевики объявили великорусский Н. враждебной идеологией и официально противопоставили ему идею интернационализма. В соответствии с ним Советская Россия никогда не занималась целенаправленным строительством нации: в СССР под национальной политикой понималось решение проблем нерусских народов, РСФСР не считалась национальной республикой, а русские граждане – носителями особой этничности. Однако подспудно великорусский этнический Н. поддерживался и даже пестовался начиная со времен Великой Отечественной войны. Возникшие в последнее время в демократической России острые дискуссии об истории вновь вывели на первый план задачу воспитания в обществе гражданского Н. как противовеса правительственной политике этнического Н. в отношении мигрантов и выходцев из национальных регионов. (Ф.В. Шелов-Коведяев)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

НАЦИОНАЛИЗМ
(nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий. Важно отличать конкретные виды национализма, имеющие собственные подходы к политике, от универсальных принципов национализма. Большинство "националистов" руководствуются программой, предназначенной для своей нации, но далеко не всегда задумываются о значении других национальностей. Именно в этом смысле национализм сравнивают с пустой бутылкой: форма есть, а содержания нет. Так, в Индии перед получением ею независимости партия Индийский национальный конгресс (Congress, India) благодаря идеям национализма смогла объединить таких разных личностей, как Джавахарлал Неру (Nehru) (реформатор, веривший в разумное планирование), Кришна Менон (марксист) и М. К. Ганди (Gandhi) (индуистский аскет, выступавший против индустриализации). Общим для принципов разных видов национализма является утверждение приоритета национальной принадлежности над принадлежностью к классу, религии или человеческому роду в целом. Одно из его направлений можно в общих чертах определить как "романтический" национализм. Он, в частности, ассоциируется с германской реакцией на универсализм и рационализм эпохи Просвещения (Enlightenment). С точки зрения "романтиков", людей понять, учитывая языковые, культурные и исторические факторы, связывающие их с определенной территорией, легче, чем в контексте общечеловеческих свойств. Таким образом, основополагающие ценности, формирующие общества и среду их обитания, являются локальными, а не всеобщими. Видным теоретиком романтического национализма был Д. Г. Хердер (1744–1803), который писал о важности для каждого народа Volksgeist (народного духа). Экономическая сторона подобного национализма заключается в вере в то, что собственность и контроль над важнейшими ресурсами должны принадлежать только национальным структурам. Его политическим выражением является принцип самоопределения, направленный на устройство политической жизни в форме национального государства (nation-state) – суверенной общности, в которой преобладает одна нация. Одно из преимуществ национального государства состоит в том, что его власть, как естественное воплощение единства и воли граждан, способна создать прочную основу для законного правительства. Второе преимущество, говоря словами американского поэта Роберта Фроста, сводится к тому, что "добрая изгородь делает добрых соседей". Народы, которые в пределах своих границ в экономическом и культурном отношении чувствуют себя в безопасности, могут вести переговоры с другими народами в благожелательном и дружественном духе. Огромный же недостаток национального государства состоит в том, что оно не соответствует реальности. Народы мира не распределены по четко обозначенным национальным территориям, и в национальном государстве всегда имеются меньшинства, создающие трудности и таящие в себе разрушительные силы. Даже такие массовые демографические миграции, как "обмен" населением между Грецией и Турцией после войны 1914–18 гг. или выселение немцев из Польши после войны 1939–45 гг., едва ли сделали проблему менее болезненной. В частности, германский, русский и турецкий народы так расселены по евразийскому континенту, что это бросает вызов любым попыткам провести границы с целью самоопределения. Применение принципа самоопределения в Версальском договоре 1919 г. привело к созданию слишком маленьких для успешной обороны или экономического развития государств, к появлению репрессивных и антидемократических режимов и стойких межэтнических противоречий. Тот же аргумент может привести к выводу, что такие многонациональные общности, как Австро-Венгерская империя или (позднее) СССР, обладали большими преимуществами, чем национальные государства. Цели, к которым стремится национализм в различных своих формах, различаются весьма значительно. В классических случаях, в Германии и Италии XIX в., суть националистических устремлений состояла в достижении политического единства и независимости. Но во главу может быть также поставлена идея сохранения культурного единства (как утверждают почти все приверженцы валлийского (уэльского) национализма, сохранение валлийского языка и культуры – определяющее направление их движения), или расширение территории, или защита людей своей национальности, проживающих в "чужих" странах. Равным образом, проблема может заключаться в сохранении культурной или политической автономии. Например, "английский национализм" редко упоминается как таковой, а упоминания о "британском национализме" почти неизвестны, но когда Англии или Британии угрожает интеграция в более крупную европейскую общность или дезинтеграция, голоса не только об английском, но и о британском национализме слышатся все отчетливее. Варианты национализма определяются широким и недостаточно определенным понятием "нация". Это слово, существующее в английском и во всех романских языках, имеет латинское происхождение: ср. слова "натальный" (рожденный) или "нэйтив" (местный уроженец). Но в латинском языке слово Nationem относилось скорее к таким понятиям, как "племя", "клан" или "семья", а не к таким крупным, территориально привязанным группам, о которых мы говорим как о нациях сегодня. В Англии XVIII в. можно было услышать упоминания о нациях "смитов", "иудеев", "цыган" или о "королевской нации" (королевская семья или династия). Термин "нация" применительно – прежде всего или в основном – к таким странам, как Англия или Франция, стал использоваться сравнительно недавно. На вопрос о том, каковы общие характеристики нации и, следовательно, критерии принадлежности к ней, даются различные и часто противоречащие друг другу ответы. Представление о том, что критерием нации служит место рождения, поскольку индивид именно таким образом получает национальность (гражданство), в настоящее время неприемлемо. Действительно, некоторые современные национальности, такие как американская или израильская, состоят преимущественно из людей, которые сами сменили национальность или это сделали их предки. Некоторые классические аргументы в пользу национализма, принадлежащие, в частности, германским националистам Ю. Г. Фихте, братьям Якобу и Вильгельму Гримму, а также валлийским националистам, свидетельствуют о том, что ключом к национальности является общий язык (language), поскольку именно он связывает людей с историей, мифологией и территорией. Эта тройственная связь (язык, территория и мифология/совместный исторический опыт) представляет собой, возможно, наиболее логичную и развитую теорию национальности, однако она неспособна объяснить феномен таких многоязычных национальностей, как швейцарцы, индийцы или бельгийцы, и совсем не соответствует реальности, в которой различные нации считают родным языком испанский или английский. Таким образом, современная национальность состоит из сочетания в различных комбинациях этнической и языковой идентичности, общего осознания совместного исторического опыта, единой культуры и религии. Нельзя понять политику буров Южной Африки (африканеров) или квебекцев, не приняв во внимание того, что их групповое единство перешагнуло через некий решающий порог и приобрело качество национальности; этот порог не перешагнули "черноногие" (французские) поселенцы в Алжире и так и не достигли афроамериканцы (американские негры). Понятие "эпоха национализма" часто употреблялось по отношению к посленаполеоновской Европе и к движениям, которые привели к объединению Германии и Италии. Особая важность этого периода заключалась в том, что именно тогда утвердились влиятельные парадигмы и подходы в понимании национальности. Однако отчетливые националистические чувства проявлялись за несколько веков до этого в Англии и Франции, и Шекспир вложил их в уста многих своих героев, включая короля Иоанна, Генри V и ( что парадоксально) Джона Гонта. Завершающееся XX столетие тоже можно рассматривать как век национализма. Действительно, к чему иному, как не к национализму, относятся некоторые формы утверждения национальности среди "сотни наций", проявившиеся после
распада СССР в 1991 г. ad absurdum (национализмом абсурда).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, а также психология в национальном вопросе, основывающиеся на понятии нации как высшей ценности и формы общности, на тезисе о ее первичности в государствообразующем процессе.
Националисты выдают за общенациональные интересы устремления социальной группы, которая выступает в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. Национализм нередко принимает крайние формы (шовинизм), характеризуется этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Как политологическое понятие национализм вбирает в себя целый комплекс представлений, складывавшихся на протяжении многих веков. До сих пор нет критериев, которые позволили бы дать определение, максимально ясно и непротиворечиво раскрывающее значение этого термина.
Для одних «национализм» — просто аналог патриотизма, преданность своей стране: и мононациональной, когда государство воспринимается в массовом сознании как воплощение коллективной воли данного этноса, и мультинациональной — как в США, где понятием «нация» обозначается общность всех граждан этой страны, независимо от их этнической принадлежности. Для других это синоним расизма, шовинизма и фашизма. В ХХ в. в странах третьего мира борьбу за освобождение от колониальной зависимости возглавили представители радикальных организаций, чьей идеологией был национализм. И даже официальная советская пропаганда, базирующаяся на принципах «пролетарского интернационализма», признавала «прогрессивность» национализма, если его исповедуют в странах «социалистической ориентации».
Терминологическая путаница в понимании того, что такое национализм, объясняется тем, что последний нередко отождествляется с национальными и национально-освободительными движениями. Они, в свою очередь, есть результат перманентных этнических процессов с их противоречивой, нелинейной динамикой. С этой точки зрения можно вообще борьбу любого народа против иноземных захватчиков считать «национальным движением», например — греков в древности — против персов, французов — против англичан во время Столетней войны, испанцев — против мавров во время Реконкисты и т. п.
Но ни в древности, ни в Средние века, ни в раннекапиталистическую эпоху национальный вопрос нигде не осознавался главным — боролись против непосильной дани, угнетения, за свою веру (а позднее — за свободу веры). Национализм зародился в конце XVII в. в рамках процессов секуляризации и модернизации, противопоставив феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности.
В XVIII в. распространились идеи т. н. органического национализма, основанного на широко понимаемом культурном единстве населения страны. Политические мыслители того времени активно разрабатывали тему национальных характеров. Монтескье связывал «различные характеры народов» с разными климатическими условиями, аналогичная идея высказывалась Вольтером и Руссо. Гердер ввел понятие «народный дух» как то, что одухотворяет культуру народа, выражается в его языке, обычаях, традициях и ценностях и является одной из движущих сил исторического развития наций.
В первой половине XIX в. учение о «национальном духе» и представление об обществе как одушевленном национальном «организме» получает развитие в романтической и почвеннической философии и становится предметом многочисленных историософских спекуляций (немецкие романтики, славянофильство в России).
Все большее влияние стал приобретать этнический национализм, исходящий из убеждения, что национальное единство основано на общем этническом происхождении, и те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры.
Национализм как особая форма этнического самосознания тесно связан с усилением процесса создания мировых колониальных империй. С одной стороны, острую потребность в шовинистической идеологии испытывали правящие круги мировых держав (отсюда: «Правь, Британия, морями!», «Германия превыше всего» и т. п.). С другой стороны, национализм становился знаменем угнетенных народов, ведущих борьбу за свою свободу против колонизаторов.
Идеология национализма подвергалась беспощадной критике со стороны русских философов. Владимир Соловьев, известный как глашатай «русской идеи», понимал последнюю не как апологию национальной исключительности соотечественников, но как идею, «во имя которой защищаются и освобождаются народности, слабые и угнетенные». Напротив, по мнению В. Соловьева, «национализм или национальный эгоизм, т. е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народов, к господству над ними, есть полное извращение национальной идеи».
Русская, христианская идея, состоящая в том, что индивидуальное спасение невозможно, и что спасение возможно лишь когда все ответственны за всех, проявляла себя и впоследствии, во время Первой и Второй мировых войн, когда русские солдаты демонстрировали готовность сложить голову за право всех, даже самых малых народов, сохранять свою культуру, язык и историю.
Во второй половине XIX в. в Европе стали популярны расовые концепции национального характера, интерпретирующие его как совокупность врожденных расовых способностей и дарований (прежде всего арийский миф в Германии). Одним из их теоретических оснований стали естественнонаучные теории середины XIX в., объединяемые общим понятием «социал-дарвинизм».
Представление о том, что эволюция есть естественный отбор, когда в результате борьбы выживает более приспособленный и сильный вид, было распространено и на законы, по которым развивается история общества. Согласно взглядам социалдарвинистов, есть более сильные люди и более слабые, более сильные, полноценные этносы и отставшие в своем развитии, обреченные подчиниться или быть уничтоженными. Так в недрах буржуазного национализма сформировалась расистская теория, которая в ХХ в. нашла свое воплощение в чудовищном социальном эксперименте нацистов.
Было бы, впрочем, преувеличением говорить, что национализм неизбежно ведет к своей крайней форме — расизму и фашизму. Это может случиться далеко не во всякой стране, а лишь при стечении ряда факторов — экономических, политических, социальных, военных, идеологических, геополитических — как это было, например, в Веймарской Германии. Но то, что логика развития практически любого национального движения неизбежно порождает ту или иную форму национализма, — несомненно. Так было в Европе XIX в., когда чисто просветительские намерения немногочисленных представителей нарождавшейся национальной интеллигенции (собирание и публикация памятников народной поэзии, создание обществ по изучению родного языка и обрядов своего народа, литературное возрождение) оборачивались созданием политических, а нередко и вооруженных организаций, под националистическими лозунгами вступающих в борьбу за автономию и полную независимость. Так случилось и на рубеже XX–XXI вв., когда произошел развал социалистического лагеря, и на пространстве бывшего СССР.
Символично, что во главе националистических режимов во многих бывших союзных республиках стали именно интеллигенты — филолог З. Гамсахурдиа, музыкант В. Ландсбергис и т. п. В ряде вновь образованных стран, в частности, в государствах Прибалтики, сложилась обстановка крайней нетерпимости к представителям нетитульных наций. Только в Эстонии до сих пор лишены гражданских прав и прозябают на положении людей второго сорта около 200 тыс. чел.
В 2006 г. комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью Совета Европы в довольно резкой форме выразила недовольство положением русскоязычного меньшинства в Эстонии, прежде всего теми фактами, что половина русского населения этой страны все еще не могут получить гражданства, что среди него непропорционально велика безработица, и что в стране имеют место и расизм, и расовая дискриминация. Однако эстонское руководство так ничего и не сделало для решения проблемы.
Спекуляция на националистических (антирусских) настроениях части общества стала одной из движущих сил «оранжевой революции» 2004 г. на Украине. С тех пор президент В. Ющенко пытается объединить страну под националистическими лозунгами, принижает в правах русский язык, который считает родным более половины населения Украины. Однако разгул украинского национализма характерен лишь для западной части этой страны и в некоторой степени для ее столицы.
Национализм является для России одной из самых острых проблем, а спекуляция на национальных, религиозных и культурных различиях — единственным фактором, способным взорвать ситуацию в условиях политической стабильности. Тот, кто желал бы уничтожать Россию, понимал бы, что ему нужно зажечь Кавказ, что ему нужно расшевелить Татарстан, ему нужно спровоцировать беспорядки между несколькими десятками национальных диаспор в Москве. Если такая война разгорится, это спасет и Европу, и Америку. Они давно уже мечтают воевать с мусульманским миром нашими руками «до последнего русского».
В феврале 2006 г. основные политические партии России подписали «Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни» («Антифашистский пакт»), разработанный партией «Единая Россия» и призывающий создать атмосферу нетерпимости к проводникам идей межэтнической и межрелигиозной розни в политике, общественной деятельности и СМИ.
«В нашей стране законодательно запрещена деятельность, направленная на разжигание национальной розни, расовой и религиозной вражды, — говорится в тексте пакта. — Однако подобная деятельность должна подвергаться и моральному осуждению. Вокруг тех, кто исповедует и проповедует фашизм, расизм, национализм и ксенофобию, должен быть сформирован общественный и информационный вакуум. Они должны стать изгоями».

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
216.73 кб

Национализм и институциональная идентичность: местное управление в Шотландии в XVIII - I половине XI

Апрыщенко Виктор Юрьевич
Изучается развитие местного самоуправления в Шотландии и его влияние на формирование национальной идентичности.
Читать PDF
99.28 кб

Русский национализм и ислам

Малашенко Алексей Всеволодович
По данным опроса, проведенного в 1993 году Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), мусульманами считают себя лишь 2 процента населения России, что составляет около 3 млн. человек 1.
Читать PDF
256.74 кб

Враг внешний – враг внутренний: первая мировая война и русский национализм

Глушков Александр Владимирович
Рецензируется перевод на русский язык книги американского историка Э. Лора «Русский национализм и российская империя: кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны. (перевод с англ. В. Макарова. М.
Читать PDF
119.71 кб

Л. Бальтазар: квебекский национализм как форма сепаратизма

Гусов Константин Вячеславович
В статье представляется теоретическое наследие Луи Бальтазара, видного представителя политической мысли канадской провинции Квебек, одного из ведущих теоретиков квебекского национализма.
Читать PDF
220.93 кб

Материалы заседания научного Совета ВЦИОМ «Национализм в современной России»

Читать PDF
218.41 кб

Этносы, нации и национализм в политической жизни современных демократических социумов

Инал-ипа Наала Адгуровна
Читать PDF
637.47 кб

98. 03. 005-006. Европейская идентичность и национализм

Гирко Л. В.
Читать PDF
141.25 кб

Национализм и демократия в начале XXI в

Маркова Елена Александровна
Дан анализ этнических и национальных проблем, рассмотрен вопрос о том, как в начале XXIв. национализм соотносится с принципами либерализма и демократии.
Читать PDF
2.04 мб

Национализм: смысловые границы понятия

Помогаев Владислав Васильевич
Patriotism, nationalism, imperialism should never be confused, though these terms are correlated with each other. Nationalism is badly aggravated, effagerated patriotism.
Читать PDF
388.11 кб

Современный грузинский национализм в дискурсе СМИ: между политической нацией и традиционализмом

Кирчанов Максим
Автор анализирует тренды в идеологии современного грузинского национализма, который, по его мнению, имеет определенную политическую традицию и развивается как преимущественно гражданское движение.
Читать PDF
144.29 кб

Национализм в роли идеологии

Гаджиев Камалудин Серажудинович
В статье предпринята попытка выявить и проанализировать взаимосвязь идеологии и национализма. Показано, что эти два феномена, во многом определившие основные направления общественно-исторического развития XIX и XX вв.
Читать PDF
294.42 кб

Национализм и ислам на Кавказе: идеологическое измерение

Гаджиев Камалудин
Читать PDF
98.36 кб

2001. 03. 009. Баттл Н. Критический национализм либеральное предписание? Buttle N. critical national

Читать PDF
287.52 кб

«Мусульманский национализм»: вопросы типологии

Алиев А.
«Идеология мусульманского национализма», М, 2008 г., с. 36-43.
Читать PDF
31.18 мб

Рессентиментный национализм

Гудков Лев Дмитриевич

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Этнический национализм

    национализм, исходящий из чувства принадлежности к этносу и стремления сохранить эту идентичность.
  • Культурный национализм

    форма национализма, первичной своей задачей считающая духовное возрождение нации как цивилизации, имеющей свои только ей присущие черты.
  • Тотальный национализм

    ревностный, подчас истеричный, националистический энтузиазм, при котором личность человека полностью растворяется в общенациональном деле.
  • БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

    идеология, базирующаяся на принципе превосходства белорусской нации, а в ряде случаев – её исключительности. В отличие от украинского национализма (см. Украинский национализм) Б. н. не имел столь
  • Нация национализм новый национализм

    Этимологически «нация» это народное и политическое сообщество одного и того же этнического происхождения, одного и того же «рода». Не следует путать нацию и государство-нацию. «Нация» и «этнос» —
  • Партикулярный национализм

    форма национализма, основанная на уникальном историческом опыте и выражающая интересы какой-либо группы внутри нации (в Египте-фараонизм, в ливане-финикиизм).
  • РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

    форма национализма, основополагающим принципом которой является тезис об особой ответственной роли русского народа как основы общественного единства и развития России. В своей сути Р. н. пропага
  • Национализм экономический

    политика, нацеленная на осуществление национального контроля над экономикой, рынком труда и перемещением капитала. Часто включает такие действия, как введение тарифов и ограничения на перемещен
  • РУССКОЯЗЫЧНЫЙ УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ (РУН)

    возникшая в 2008 г. модернизированная форма украинского национализма с целью придания ему максимального числа сторонников. Основными причинами её возникновения стали: откровенно враждебное отнош
  • УКРАИНСКИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

    официальная доктрина Организации украинских националистов (ОУН). Создателем идеологии У. и. н. был Дмитрий Донцов, сформулировавший его тезисы в 1926 г. в своей работе «Национализм». Принципиально
  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

    процесс передачи активов компании в собственность государства.
  • Национализация земли

    отмена помещичьей, общинной, частновладельческой собственности на землю и передача всей земли государству. Великая Октябрьская социалистическая революция осуществила национализацию земли. На II
  • Национализация промышленности транспорта и банков

    обращение в собственность государства промышленных, банковских предприятий и транспорта, принадлежавших частным капиталистам. Национализация промышленности, транспорта и банков осуществлена С
  • НАЦИОНАЛИСТ

    а, м.; книжн., полит. 1. Приверженец национализма.
  • НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ

    -ая, -ое (лат. natio – нация, народ); прилаг. Направленный на разжигание национальной вражды путем утверждения превосходства одной нации над другими. Третья угроза для российской власти – националист
  • НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    полит. Движение, основывающееся на признании приоритета одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа. Есть наша озабоченность подъемом националистических движени
  • Националистов фракция

    группа депутатов 3-й и 4-й Государственных дум, объединенных великодержавной и монархической платформой. Состав: крупнейшие землевладельцы, церковные деятели, интеллигенция и крестьянские депута
  • ОРГАНИЗАЦИЯ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ

    (ОУН) -террористическая организация националистического толка, действовавшая в западных регионах Украины в 20-50-е гг. XX в. Возникла в 1929 г. как «Украинская военная организация» (УВО), затем сменила на
  • Буржуазные националисты

    агентура буржуазии, использующая национальные различия между народами для разжигания вражды между трудящимися массами различных наций в интересах господства буржуазии. Буржуазные националисты