ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
Источник: Новейший политологический словарь
Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
1) позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. В случае если эти силы находятся у власти, проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции;
2) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (как основа идеологии политкорректности в либерально-демократическом движении).
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
В политической сфере Т. выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Т. - важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства, подлинной демократии и гуманизма, идеологического и политического плюрализма. В политике Т., в частности, означает допущение и терпимое отношение к оппозиции Т. - необходимое условие решения социально- политических и идеологических проблем не на путях обострения различных противоречий, бескомпромиссности, а на путях взаимного учета и согласования интересов, терпеливых переговоров, нахождения компромиссов и т.д. Вместе с тем Т. было бы неправильно понимать как беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным, незаконным действиям.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
К.Ю. Аласания
Источник: Политический словарь нашего времени.
Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества. Его основной принцип "делай, как делали все и всегда" позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала. Динамичность интересов, которые могут вмещаться в позитивную часть политического пространства, подрывает основу традиционности. Неукоснительное следование социальной схеме называется ригоризмом. Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией. В политике возможность для толерантности создает появление оппозиционности, которая становится легальной.
Развитие демократии в Европе приводит к укоренению толерантности и институционализации этого феномена политической культуры в политическую практику середине XX в. В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы. Этот процесс был значительно продвинут тем воздействием, которое оказали на демократию тоталитарные режимы.
Чрезмерная идеологизация исключает толерантность из политических отношений. В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т. е. в условиях тоталитарных политических систем, толерантность отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала политическая нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироватся как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.
Толерантность может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание явление толерантности обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона - условие, которое толерантность превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и в иных социальных сферах.
Источник: Словарь по политологии
Отличным лекарством от толерантности общества является национализм. То, что рост этой идеологии неизбежен, показывают последние события, когда власть начинает бороться с фантомом «русского фашизма», не позволяя Русским объединяться по национальному признаку. Такое поведение, по всей видимости, является знаком обострения всех этих болезней современного общества — либеральной демократии, толерантности и т. д. При этом происходит именно обострение, т. е. кризис, который всегда предшествует выздоровлению. Уместность именно такого использования слова «обострение» подтвердит большинство граждан России. Именно «обострение демократии» в России наблюдается последние 15 — 20 лет. А в последние годы еще добавилось «обострение толерантности». Это именно обострение болезни, с соответствующим комплексом симптомов: геноцидом коренного населения, вывозом из страны материальных ценностей, уничтожением армии (см. армейская реформа), захватом власти и средств массовой информации лицами некоренных национальностей и т. д. Налицо упадок государства, то есть его болезнь. Национализм же, напротив, есть здоровая защитная реакция общества, ответ его иммунной системы на болезнь, так как национализм противостоит упадку и разрушению. Именно националисты выступают против «болезни государства», ставя своей целью его возрождение, включая увеличение рождаемости коренного населения, восстановление обороноспособности, конфискацию награбленного и т. д. Нынешняя же власть считает, по-видимому, наоборот — возрождение России является болезнью. Поэтому она и проводит последние 15 лет интенсивную терапию России «демократией» и «толерантностью», и, к сожалению, надо констатировать, что такое «лечение» уже достигло определенных успехов.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Источник: Геокультурная энциклопедия
Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.
Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.
В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.
Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.
Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.
Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.
В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.
С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.
С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.