МОНАРХИЯ

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Монархия
форма государственного правления, при которой полномочия главы государства передаются по наследству.

Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология

Монархия
государственная система, в которой функция главы государства передается по наследству или династическому наследованию.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Монархия
форма правления, при которой источником власти является одно лицо (царь, император, король) и власть передается по наследству.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Монархия
форма правления, в которой формальным и (или) фактическим источником власти является одно лицо, получающее власть безотносительно к воле большинства.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

Монархия
(греч. - единовластие) - государственная форма правления во главе с монархом, т.е. единоличным правителем, получающим право властвования по наследству.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Монархия
форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.

Источник: Методические указания по политологии

МОНАРХИЯ
от греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Монархия
1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Источник: Политико-терминологический словарь

Монархия
форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного лица - монарха и передается по наследству. Различают абсолютную монархию, т.е. не ограниченную конституцией или какими-то иными законами, и конституционную монархию, при которой власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

Монархия
государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В современную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

МОНАРХИЯ
от греч. monos - один, arkhein - правитель, единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена (полностью, частично) в руках единоличного правителя - монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования [Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник. - М.: МГИМО МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 573].

Источник: Сводный словарь по политологии

Монархия
Форма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения. Исторически верховная власть монарха обосновывалась ее божественным происхождением – монарх считался наместником Бога на Земле (так, император Японии вплоть до принятия новой конституции в 1946 г. официально считался сыном богини солнца – Аматэрасу).

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

Монархия
Monarchie. Monarchy (лат. monarchia от греч. μοναρχία – единовластие = μόνος – одиночный, единый + ảρχή – управление, власть). Форма государства, когда единственное лицо (монарх) правит обычно пожизненно. Различают в зависимости: 1) от способа передачи власти – наследственную или выборную М.; 2) от властных полномочий – неограниченную (абсолютную) М. и ограниченную М. (конституционную или парламентскую). См.: Господство

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Монархия
форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Различают неограниченную (абсолютную) М. и ограниченную (т. н. «конституционную») М., при которой власть монарха ограничена парламентом (примерами последних являются Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой; это абсолютные теократические монархии (примеры – Ватикан, Саудовская Аравия).

Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие

Монархия
государственное устройство, при котором во главе государства стоит монарх (король, царь, император). Власть его пожизненна и обыкновенно передается по наследству. Абсолютная или неограниченная, монархия (самодержавие) - государственный строй, при котором верховная власть всецело и нераздельно, неограниченно принадлежит монарху. Самодержавие - это «самовластие чиновников и полиции и бесправие народа» (Ленин). Конституционная или ограниченная монархи я-государственный строй,
при котором власть монарха в той или иной степени ограничивается законодательной властью парламента (см.).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Монархия
(от греч. Monarchia – единовластие) – одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой которой является концентрация, сосредоточение в руках одного лица - монарха - верховной власти, передающейся по наследству. Различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархии (парламентарную, конституционную). При абсолютной монархии всевластие главы государства не ограничено конституцией. Исполнительные органы государственной власти полностью подотчетны, подконтрольны монарху. При парламентарной (конституционной) монархии власть главы государства определена конституцией, другими законодательными актами.

Источник: Геополитика. Краткий словарь.

МОНАРХИЯ
(греч. monarchia единовластие) форма правления в эксплуататорских государствах, при к-рой верховная государственная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства наследственного монарха. В рабовладельческих и феодальных государствах М. выступала как неограниченная деспотия. В современных буржуазных государствах власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные правительству, т. е. монарх «царствует, но не управляет», напр. в Великобритании (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), Швеции (Королевство Швеция), Испании.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

МОНАРХИЯ
monarchy, от гр. monarchia - единовластие, единодержавие, один правлю) - форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица - главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха (царя, короля, императора, фараона, султана, шаха и т.д.). Различают неограниченную монархию (абсолютную), которая была характерна для рабовладельческого и феодального строя, и ограниченную (конституционную), при которой власть монарха ограничена парламентом. В современном мире существуют государства с конституционной монархией, например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

МОНАРХИЯ
Форма государственного правления, при которой во главе государства находится единоличный правитель (монарх). Власть монарха является наследственной и бессрочной. Существует две формы монархии – абсолютная (в настоящее время существует всего четыре абсолютных монархий: Султанат Бруней, Эмират Катар, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия), при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, и ограниченная, при которой полномочия монарха ограничиваются конституцией (например, Великобритания, Монако). В ограниченной монархии глава государства не имеет реальной власти и выполняет только представительские функции, законодательная власть находится у парламента, исполнительная – у правительства.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

МОНАРХИЯ
гр. monarchia единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке наследования престола.
В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная и конституционная. В свою очередь конституционная М. существует в двух видах(статистическая и парламентская М.).
Особая разновидность М. - выборная (избирательная), сочетающая элементы М. и республики (Малайзия). Глава малайзийской федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследия, а избирается сроком на пять лет (в порядке очередности) Советом правителей, состоящим из правителей входящих в федерацию девяти монархических государств.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Монархия
(от греч. «monos» – один + «archos» – правитель) – форма правления и форма осуществления государственной власти, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному, наиболее подготовленному лицу (монарху), осуществляется им (как правило) пожизненно и передается в порядке престолонаследия. Монархия, наряду с правлением аристократии и демократией, относится к трем выделенным Аристотелем «правильным» формам осуществления государственной власти, при которых, кто бы ни правил в государстве, в данном случае – монарх, – все они действуют в интересах общества в целом. Различают 7 разновидностей монархической формы правления: 1) патриархальная; 2) сакральная; 3) деспотическая; 4) сословная и сословно-представительная; 5) абсолютистская; 6) конституционная (парламентская и дуалистическая); 7) самодержавная.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

МОНАРХИЯ
от греч. monarchia - единовластие) - государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть и передающему ее в порядке наследования.
Монархии подразделяются на абсолютные, неограниченные и конституционные, парламентарные, когда власть монарха ограничивается парламентом или иным образом. Примерами первых могут служить М. рабовладельческие и феодальные, а также российская М. до начала XX столетия. Сегодня абсолютных М. (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ и др.) почти не осталось. Что же касается конституционных М., то они весьма широко распространены до сих пор (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Дания и др.). Сегодня их насчитывается около четырех десятков. Иное дело, что чаще всего в развитых странах власть такого монарха носит во многом чисто символический, формальный характер и за ним сохраняются главным образом представительские, церемониальные функции. Иногда выделяются еще теократические М., где глава государства является одновременно и религиозным главой (Оман, Катар и др.).

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Монархия
форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Выделяют следующие виды М.: 1. абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха. Эта государственная форма присуща была феодальным обществам и в настоящее время в том или ином виде сохранилась лишь в государствах Ближнего Востока (Оман, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия); 2. дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом, т. е. в стране действует парламент, без участия которого не могут приниматься законы, но правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. Как правило, власть монарха в таких странах является в силу традиций более авторитетной, чем власть парламента. К такому типу государств обычно относят Иорданию, Марокко, Непал; 3. конституционные или парламентарные, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти: законодательные полномочий осуществляет парламент, а функции исполнительной власти — правительство. Монарх юридически остается главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной М. ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и некоторых других странах.

Источник: Политология. Словарь по обществознанию

МОНАРХИЯ
греч. monarchia - единовластие) - одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица - монарха - верховной власти, которая передается по наследству. Различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархии.
При абсолютной монархии всевластие главы государства не ограничено конституцией. Исполнительные органы государственной власти полностью подотчетны, подконтрольны монарху. Такая форма правления почти исчезла с арены современной политической жизни.
Ограниченная монархия разделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
При дуалистической монархии наличествуют два учреждения (монарший двор и монарх), которые различаются своими полномочиями. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает реального влияния на правительство. Монарх всесилен в плане воздействия на парламент.
При парламентарной (конституционной) монархии власть главы государства определена конституцией, другими законодательными актами. Власть монарха не распространяется на законодательную и исполнительную ветви власти. Законодательная власть находится у парламента, а исполнительная - у правительства, которое образуется на основе парламентского большинства, а следовательно, ответственно перед органом, его избравшим, то есть парламентом, а не монархом. Монарх подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Поэтому все издаваемые им распоряжения подтверждаются главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.
Конституционными монархиями являются сегодня Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Дания, Голландия, Испания, Япония и некоторые другие. Роль монарха в них, во-первых, чисто символическая. Он присутствует на тожественных мероприятиях и церемониях, олицетворяя символ единства и сплоченности нации. Во-вторых, монархи, стоящие над партийными интересами, выступают в политической и общественной жизни страны в качестве верховных арбитров и при появлении различных крупных политических проблем они стараются их разрешить путем консультаций с лидерами политических партий, выступая значительной силой социально-политического развития государства и общества.

Источник: Словарь по политологии

МОНАРХИЯ
(от греч. μοναρχία – единовластие) – форма правления государством, при которой верховная власть принадлежит единоличному (наследному или выборному) правителю, а также государство во главе с таким правителем. М. – это естественный, исторически сложившийся структурно‑иерархический государственный порядок. Монарх – это высшая власть, предполагающая высшую степень единоличной ответственности за всё, что происходит в государстве. Основные типы М.: абсолютная (самодержавная, полная единоличная власть) и конституционная (при которой власть монарха конституционно ограничена парламентом). На практике абсолютные М. всегда имели элементы аристократической, олигархической и демократической форм правления. Последнее обстоятельство объясняется тем непреложным фактом, что монарху необходимо опираться на те или иные слои населения. В современной Европе существует 12 М., в их числе Великобритания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания, Испания. В XXI в. редкостью является абсолютная М., когда в руках монарха сосредоточены все ветви власти. Исключение составляет Ватикан, он является абсолютной М., хотя и теократической. Современные М. являются, как правило, конституционными, в них реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. При этом полномочия монарха могут быть достаточно большими, как в Великобритании: без его одобрения не может быть утверждён ни премьер, ни министр обороны. Кстати сказать, как и в Канаде, и в Австралии и других якобы «независимых» от британской короны державах. Иначе говоря, согласно политологу Р. Ищенко: «Британский монарх на деле обладает почти не ограниченной (вернее, ограниченной только традициями, которые можно и поменять) властью». Его полномочия могут быть быстро и легитимно расширены до уровня абсолютной М. В России можно говорить об успешности государства только в парадигме единовластия – М. (как бы она ни называлась формально). Так, вполне успешное, самое большое по территории государство мира – Российская империя столетиями была М. (см. также Российский император). После февральского переворота 1917 г. либеральная олигархия пришла к власти и быстро отказалась от провозглашённой ею же демократии: уже через несколько месяцев после революции обсуждался вопрос, кому стать диктатором: А. Керенскому или Л. Корнилову. Но большевики опередили либералов, и диктатором («красным монархом») стал большевик В. Ленин. Фактически «красным монархом» впоследствии стал и Сталин, а политика В. Путина успешно демонстрирует монархические признаки, к удовлетворению большинства граждан России. М. лучшим образом (по сравнению с другими формами правления) обеспечивает преемственность курса государства и его суверенитет. М. значительно стабильнее, более устойчива от распада, чем демократия, поскольку единство власти обеспечивается не просто народным доверием, а пожизненным доверием монарху, а также единством государственной силы, которую представляет монарх. М. оптимальна для урегулирования любых чрезвычайных ситуаций, в которых может оказаться государство. По этим причинам мировая финансовая олигархия борется с неподвластными ей М., как с оплотами национальных суверенитетов, препятствиями на пути к безраздельному мировому господству. М. в России исторически сложилась в уникальной форме Самодержавия (см. Самодержавие), существенно отличающейся от западных форм единоличного правления.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

МОНАРХИЯ
греч. monarchia — единовластие) — форма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения. Исторически верховная власть монарха обосновывалась ее божественным происхождением — монарх считался наместником Бога на Земле (так, император Японии вплоть до принятия новой конституции в 1946 г. официально считался сыном богини солнца — Аматэрасу). Современная политическая наука при рассмотрении монархических государств основное внимание уделяет не характеру происхождения власти монархов, а их полномочиям, выделяя такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и ограниченная (конституционная) монархии. Абсолютная монархия (лат. аbsolutus — безусловный) характеризуется сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти. Эта форма правления полностью исключает наличие органов государственной власти, независимых от монарха. В современном мире абсолютизм сохраняется в Бахрейне, Брунее, Ватикане, Катаре, Кувейте, ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченная монархия представляет собой такую форму государственного правления, в которой полномочия монарха ограничиваются конституцией (отсюда второе ее название — конституционная монархия), предполагающей наличие независимых представительных органов государственной власти. Такая форма правления на сегодняшний день существует более чем в 30 странах мира (если считать страны Содружества, т. е. объединения государств — бывших колоний и доминионов Великобритании), в том числе — в одиннадцати европейских государствах. Основными разновидностями ограниченной монархии являются дуалистическая монархия, в которой монарх напрямую возглавляет исполнительную ветвь власти (Иордания, Марокко), и парламентская монархия, в которой реальная власть принадлежит не главе государства, а главе правительства, который назначается парламентом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В ограниченной монархии (а особенно — в монархии парламентской) глава государства практически не имеет реальной власти, он выполняет только представительские функции, выступая от имени государства. Тем не менее, монархия как форма правления не только сохраняется, но иногда и восстанавливается (как в 1978 г. в Испании), выступая мощной гарантией стабильности политической системы. Об этом говорят и результаты опросов населения в Японии 1975 г., когда 80% респондентов высказались за сохранение статуса императора, а также опросы в Великобритании 1997 г. и Австралии 1999 г., где подавляющее количество граждан проголосовали за сохранение монархической формы правления, согласившись уплачивать налоги на содержание королевского двора (около восьми млн ф. ст. в год). В современном мире существуют и другие (нетипичные) формы монархии. Например, уникальную форму монархического правления представляет собой Малайзия, в которой монарх избирается сроком на пять лет из числа девяти султанов, возглавляющих потомственные султанаты — составные части государства. В Объединенных Арабских Эмиратах существует так называемый коллективный монарх — Совет эмиров, избирающий из своего состава президента ОАЭ. Во многих странах, входящих в Содружество (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), от имени британского монарха государством управляет генерал-губернатор, назначаемый местным правительством или парламентом. При этом такие страны, как Индия и Пакистан, также входящие в состав Содружества, избирают президента как главу государства.

Источник: Новейший политологический словарь

МОНАРХИЯ
от греч. monos— один, arche — начало) — форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.
Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака — более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития.
Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией — оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки.
Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы.
Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом».
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
Родовая монархия — вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси.
Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах.
Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве).
Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов.
К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха — жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя).
Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»).
Надзаконность (суверенитет) монарха — качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты.
Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига.
И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху — их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории.
Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII — начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом.
Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом — функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля).
Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса».
Монарх — это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе — принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа.
Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон.
Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи.
Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий.
Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести.
Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные.
Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля — это бунт, а бунт — это высшее бедствие для государства.
Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления.
Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме.
В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
249.72 кб

Нефтяная монархия Каспия

Боровик Диана
Читать PDF
258.88 кб

Марокко: монархия и ислам в условиях многопартийности (Окончание)

Орлов В.
Читать PDF
96.94 кб

Проблема взаимоотношений между обществом и государством в теории «Народной монархии» И. Л. Солоневич

Шафеев Андрей Рафикович
В данной работе автор пытается проанализировать политические взгляды И.Л. Солоневича, сравнить специфику взаимоотношений между обществом и государством в начале XX в.
Читать PDF
387.09 кб

Нефтяные монархии Аравии и Россия

Будникова Н. В.
Статья посвящена изучению нефтяной политики арабских государств персидского залива в отношении России, рассматривается взаимодействие РФ с нефтяными магнатами Аравии.
Читать PDF
64.87 кб

НАТО и арабские монархии Персидского залива: развитие военного сотрудничества

Кудряшов Антон Владимирович
Заинтересованность США и Евросоюза в сохранении своих геополитических позиций на Ближнем Востоке способствует усилению влияния Запада на ключевые арабские государства экспортеры энергоресурсов.
Читать PDF
170.41 кб

Институт монархии в трудах Г. Р. Державина

Корякина Олеся Михайловна
The article analyses G.R.Derzhavin's outlook on the institution of monarchy in Russia.
Читать PDF
966.23 кб

Политический идеал Данте Алигьери в "Монархии"

Давлетшин Ирек Рашитович
Читать PDF
365.76 кб

Религиозно-философские обоснования принципа монархии в русском консерватизме второй половины XIX - н

Чернавский Михаил Юрьевич
Читать PDF
449.92 кб

Арабские монархии: моделирование регионального пространства и «Арабская весна»

Мелкумян Елена Суреновна
Арабские монархические государства в ходе протестных выступлений, охвативших многие арабские страны, смогли сохранить свои режимы.
Читать PDF
208.88 кб

2018.04.018. МАЛЫШЕВА О.Г. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ПРАКТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ДУМСКОЙ МОНАРХИИ 1905-19

Шевырин В.М.
Читать PDF
299.66 кб

ФАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ «БОЖЕСТВЕННОЙ» МОНАРХИИ В ИСТОРИИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ОПЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Руслан Маратович Ахмедов
Зарождение, становление и развитие древних монархий проистекало в непосредственном соприкосновений с религиозным культом, который, в свою очередь, придавал ей «божественную» сущность, сакрализуя, в свою очередь, статус главы форми
Читать PDF
509.58 кб

БИБЛЕЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

Белый Константин Вячеславович
Исследование посвящено библейским представлениям об институте монархии, проблеме и причинам его учреждения в Древнем Израиле.
Читать PDF
75.63 кб

Идеалы и политика: монархическая государственность Л. А. Тихомирова

Кудрявцев Виктор Кузьмич, Ширинянц Александр Андреевич
Читать PDF
840.04 кб

Действительно ли двуглавый орёл – средневековый монархический символ?

Ранчугова Наталья Геннадьевна
Читать PDF
340.80 кб

ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ: ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЛАСТИ В АРАВИЙСКИХ МОНАРХИЯХ

Федорченко А.

Похожие термины:

  • МОНАРХИЯ АБСОЛЮТНАЯ

    разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а так
  • МОНАРХИЯ ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ

    один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентской. Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. При М.д. власть монарха ограничена конституцие
  • МОНАРХИЯ КОНСТИТУЦИОННАЯ

    государственное устройство, при котором абсолютная власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений.
  • ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ

    parliamentary monarchy) - тип государственного устройства, при котором в стране наряду с монархом (с его формальными функциями главы государства) существует и действует парламент.
  • МОНАРХИЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ

    один из двух видов конституционной монархии (наряду с дуалистической). Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полном
  • Ограниченная монархия

    монархия, в которой власть монарха реально или номинально ограничена Конституцией, а парламент является избранным законодательным представительством. Существует в двух формах – ограниченная мо
  • Сословная монархия

    сословно-представительная монархия) форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стра
  • Сакральная (теократическая) монархия

    разновидность монархической формы правления, при которой наипервейшей обязанностью и долгом монарха является исполнение им жреческих, сакральных функций. Примерами сакральных монархий являютс
  • Самодержавная (автократическая) монархия

    разновидность монархической формы правления в имперском государстве с православным вероисповеданием, в котором верховная власть монарха ограничена идеей и концепцией симфонии Церкви и государ
  • МОНАРХИЗМ

    Система взглядов, считающих монархию наилучшей формой правления; один из видов политической реакции.
  • Сословная сословно-представительная монархии

    разновидности монархической формы правления, характерной для процесса формирования и развития сословных обществ, при которых власть монарха сочеталась с наличием органов сословного представит
  • Принципы наследования монархической власти

    основные положения порядка престолонаследия монархической власти. Различают три вида принципов престолонаследия: династический (передача престола от отца к сыну, от брата к брату в рамках одной